Способ «перешагивание»

Введение

 

Прыжки осваиваются ребенком уже в дошкольном и школьном возрасте, когда естественная потребность в играх и развлечениях требует практического применения этого умения.

Различного рода прыжки требуют от спортсменов прыгучести и координации движений, развивают быстроту, силу, ловкость, глазомер и умение владеть своим телом, мышцами.

Легкоатлетические прыжки бывают следующих видов: прыжок в длину (с разбега и с места), прыжок в высоту (с разбега и с места), тройной прыжок (с разбега и с места) и прыжок с шестом.

В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности.

Прыжки выполняют различными способами. Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту – «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп». Некоторые способы прыжков имеют несколько вариантов выполнения. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться нырком за планку или без него, переходя планку боком или лицом, приземляясь на толчковую ногу.

Все прыжки, за исключением прыжка с шестом, где в качестве опоры применяется бамбуковый шест, производятся без каких-либо специальных приспособлений.

Легкоатлетические прыжки отличаются увеличенным полётом, происходящим в результате разбега и отталкивания от грунта. В зависимости от вида прыжка его полётная часть характеризуется определённой траекторией движения основного центра тяжести (о.ц.т.).

Результативность прыжков в первую очередь определяется начальной скоростью полёта тела прыгуна. Важную роль при этом играют те движения, посредством которых прыгун эффективно использует свои возможности для достижения необходимой высоты или длины прыжка.

При начальном обучении прыжкам целесообразно научить спортсменов основе действий в каждом из способов прыжка. Это позволит уточнить возможности спортсмена и определить склонность к овладению одним из способов, в котором прыгун будет углубленно совершенствоваться в дальнейшем. Успешному начальному обучению будет способствовать предварительная подготовка, в ходе которой занимающиеся укрепляют опорно-двигательный аппарат и повышают координационные и физические возможности. Это достигается выполнением разнообразных общеразвивающих, прыжковых и акробатических упражнений.

При обучении различным видам прыжков решаются общие задачи, однако в выборе средств для их решения прослеживается четкая специфика, обусловленная особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка приводится отдельно, после создания представления о технике прыжка.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано при подготовке студентов ФФК к занятиям и при самостоятельном изучении прыжков дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания».

Наши студенты обучаются прыжкам в легкоатлетическом манеже факультета физической культуры.

В соответствии с новым государственным образовательным стандартом решаются следующие задачи дисциплины:

- сформировать у студентов систему знаний, составляющих основу современной теории и методики легкой атлетики;

- обеспечить освоение студентами техники основных легкоатлетических видов;

- содействовать освоению и творческому использованию средств и методов обучения легкой атлетике, а также начальной спортивной тренировки в данном виде спорта;

- обеспечить освоение методики преподавания легкой атлетики в различных звеньях системы физического воспитания, включая организацию и проведение соревнований по данному виду спорта.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- владеет основами речевой профессиональной культуры;

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- умеет выбрать средства, методы и формы организации двигательной активности (физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой, оздоровительно-реабилитационной, оздоровительно-рекреационной и др.) в образовательных учреждениях различного типа;

- способен разработать и внедрить современные программы оздоровления для различных контингентов с учетом их возраста, пола, психоэмоционального статуса, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности при реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

- умеет разрабатывать учебные планы, программы, планирующую и отчетную документацию, способен организовывать и проводить различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с различными категориями населения;

- владеет актуальными для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности технологиями педагогического контроля, средствами и методами управления и коррекции состояния человека; способен оценить функциональное состояние занимающегося для подбора адекватной физической нагрузки и ее соответствия текущему состоянию;

- умеет осуществлять научные исследования по актуальным проблемам физической культуры и спорта с использованием как апробированных методик, так и современных научных технологий, средств и методов сбора, обобщения, обработки полученного фактологического материала, проводить анализ и на их основе формулировать практические рекомендации для реализации в избранной сфере деятельности.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

 

Прыжки в высоту — один из видов прыжков с преодолением вертикальных препятствий. Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические и ациклические элементы движения.

Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части - фазы:

разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

задачи: придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания;

отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;

задача: перевести горизонтальную скорость тела прыгуна в вертикальную;

полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

задача: создать оптимальные условия для эффективного перехода через планку за счет изменения положений звеньев тела относительно общего центра массы (ОЦМ);

приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела;

задача: создать безопасные условия спортсмену, исключающие получение различных травм.

Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета ОЦМ тела прыгуна.

 

Способ «перешагивание»

Техника прыжка

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов под углом к планке в 30 - 45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх - вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в коленном суставе. Маховая нога опускается за планку, в то время как толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, одноименная толчковой ноге рука отводится назад. Также способствует повороту и соответственно уходу от планки поворот стопы маховой ноги вовнутрь во время ее опускания на мат. Приземление осуществляется на слегка согнутую в коленном суставе маховую ногу, поворачиваясь грудью к планке. Толчковая нога приставляется перед маховой скрестно.

«Перешагивание»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: