6. Большим и указательным пальцами обеих рук учитель берется за нижние углы салфетки. Он медленно приподнимает нижнюю половинку салфетки и кладет ее на верхнюю половинку, так чтобы углы совместились. Получается прямоугольник.
7. Учитель кладет ладони на середину салфетки и разглаживает ее, ведя руки от середины к краям. Затем он проводит указательным пальцем правой руки вдоль линии сгиба, обращая на нее внимание ребенка. Полученный большой прямоугольник отодвигают и помещают под треугольником.
8. Учитель берет 3-ю салфетку, повторяет действия 2-4, еще раз поворачивает сложенную треугольником салфетку по часовой стрелке, так что короткая линия идет снизу слева вверх направо. Он снова повторяет действия 2-4 и кладет получившийся малый треугольник сверху на большой для визуального сравнения.
9. Учитель берет 4-ю салфетку, повторяет действия 5-7, поворачивает прямоугольник по часовой стрелке, так чтобы короткая линия приняла горизонтальное положение, и снова повторяет действия 5 - 7. Получившийся квадрат он кладет на прямоугольник для сравнения.
|
|
10. Учитель берет 5-ю салфетку, указывает на ее центр, поворачивает ее по часовой стрелке на 45°. Он ставит указательный палец левой руки в центр салфетки, а правой рукой совмещает нижний конец салфетки с ее центром. Затем он поворачивает салфетку по часовой стрелке на 90° и повторяет описанные выше действия. Так продолжают, пока не получится квадрат. Его полезно сравнить с квадратом из п. 9 и установить, какой из квадратов больше.
Учитель разворачивает поочередно все салфетки и складывает их обратно в корзинку в первоначальном порядке. Он предлагает ребенку самому попробовать сложить салфетки.
Примечание: как видно из приведенного описания, действия при складывании 3-й салфетки являются двукратным повторением действий, производимых при складывании 1-й салфетки. То же самое справедливо для 2-й и 4-й салфеток, поэтому салфетки можно также поместить в корзинку в следующем порядке: 1-3 – 2-4-5, причем 1-я салфетка находится сверху, 5-я - снизу.
Контроль ошибок: уголки салфеток не совпадают; отмеченные линии не совпадают с линией сгиба.
Упражнения: 1. Складывание квадратных салфеток без специально отмеченных линий.
2. Складывание салфеток прямоугольной формы разными способами:
а) салфетка лежит вертикально, т. е. ее короткая сторона расположена горизонтально, а длинная - вертикально.
Салфетку складывают вдвое, совмещая нижнюю половинку с верхней, а затем - еще раз вдвое;
Б) салфетка лежит вертикально. Ее складывают втрое, сначала загибая нижний край на 2/3 салфетки, затем - еще на 1/3.
|
|
4. Складывание больших салфеток или скатертей, подстилок из клеенки, бумаги и т.д. Многократное повторение действий складывания вдвое, втрое или вчетверо, уже известных ребенку.
5. Складывание фартуков, одежды и других изделий более сложной формы, чем квадрат или прямоугольник.
6. Заворачивание в бумагу мусора, оставшегося после работы с другими материалами: после чистки ботинок, составления букетов, аппликации и т.д.
Упаковка подарка в красивую оберточную бумагу разными способами.
Расширение словарного запаса: «салфетка», «тряпка», «платок», «тряпка для пола», «подстилка», «складывать», «сворачивать» и т.д.
Возраст: с 3 лет.
Пересыпание ложкой
Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.
Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.