Ассоциативная психология: история, идеи, факты

Общая характеристика психологии как науки.

ПСИХОЛОГИЯ ( с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») - это наука о закономерностях развития и функционирования психики, изучающая процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности. ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в.

Объект – человек и психика.

Предмет – это закономерности функционирования и развития психики.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, а также регуляции его поведения и деятельности. Психикой обладает не только человек, но и животные.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с ХVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в ХХ в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

Осн. принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 Основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе.

Но «знание о душе» (психологии) долгое время относили к области философии, религии или медицины.

Процессы психические охватывают:

1) процессы познавательные — ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) процессы волевые — мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) процессы эмоциональные — чувства, эмоции.

Предмет психологии менялся с течением времени.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)
  • Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)
  • Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)

 

Психология в системе наук.

Место психологии в системе наук Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но также еще объяснение их возникновения и их развития.

Естественные науки. Прямую связь психологии с естественными науками, трудно не заметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психологические и физиологические процессы. Это очень важно, поскольку психологические процессы оказывают влияние на физиологические процессы и наоборот. Так совмещая знания двух наук, можно выявить заболевания на ранних стадиях и должным образом на них повлиять. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко определен.

Социальные науки. Такие науки как психология и социология, тесно связаны. Так к примеру, в психологии используется, чисто социологические методы, такие как опрос и анкетирование. Помимо этого, социология и психология пользуются одинаковыми научными концепциями. Кроме социологии, в психологии используются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря слиянию истории и психологии, появилась теория культурно исторического развития.

Философские науки. С философскими науками психология очень тесно связана. Психология, только в 19 веке выделилась из философии в отдельную науку, но по-прежнему с ней связана. Психология и философия в настоящее время изучает одни и те же научные проблемы. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки гипотез, психология пользуется экспериментальными методами. Однако существует ряд вопрос, которые невозможно проверить экспериментальным путем, поэтому психология обращается за помощью в философию.

Статус психологии в системе наук. В настоящее время ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые полагают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и пара наукой. Так как в ней, до сих пор не произошло четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.

 

Методы психологии

Методы - это способы, посредством которых познаётся предмет науки.

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов: (по Ананьеву)

· Организационные методы (сравнительный - сопоставление различ. видовых групп, комплексный - сравнение выбранных одних и тех же психологич. показателей, логитюдный – многократное обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени)

· Эмпирические (наблюдение и самонаблюдение

· методы об­работки данных (количественные и качественные, изучение документов, рисунков, дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод анали­за продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и качественный)

· интерпретационный (близнецовый метод, генетический, структурный)

Экспериментальные методы - лабораторный, естественный, фор­мирующий эксперимент; психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью, анкетирование.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Наиболее распространенная его форма - анкета.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

Цель:

· Фиксировать факты

· Объяснение, раскрытие фактов.

 

Требования к методам:

· Объективность

· Надежность (однозначность результатов при проведение повторных исслед.)

· Валидность (обоснованность).

 

Принципы:

· Детерменизма

· Развития

· Связи сознания и дд

· Единство теории и практики

 

 

Ассоциативная психология: история, идеи, факты

Ассоциация - в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Самостоятельной стала в 18 веке.

По типу образования различают: * ассоциации по сходству; * ассоциации по контрасту; * ассоциации по смежности в пространстве или во времени; * причинно-следственные ассоциации.

Ассоциативная психология (ассоцианизм) - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы:

1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. - начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У.Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк).

2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII - начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

3. Середина XIX - начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).

В экспериментальных исследованиях и практике идеи используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация - это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

Осн. идеи и факты:

· Психика понимается как сознание

· Сознание состоит из отдельных элементов, объедин. на основе ассоциации

· Осн. метод изучает психику – интроспекция

· Психология изучает индивидуальность

· Самонаблюдение – основной источник знаний о душе.

По Дж. Локку психология опирается на идеи:

· Идеи ощущения развития предшествует идеям рефлексии

· Простые идеи ассоциируясь дают сложное

· Идеи получают из источников опыта (ощущение и рефлексия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: