Характеристика интеллекта животных

 

Способность к решению нетривиальных поведенческих задач:

· тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты

· пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды

· Перемещение во времени и пространстве

· Способность к формированию понятий

· Символизация

· Понятие собственного "я"

· Социальные взаимодействия при решении задач

· Способность понимать намерения других

· Намеренная передача сообщений

· Способность избирательно реагировать на самые разнообразные предметы и события

· склонность видоизменять имеющиеся знания в зависимости от новых обстоятельств

· многообразие мотивов и целей

·  использование различных и зачастую непрямых средств для достижения, желаемого с учетом имеющихся знаний.

Третья стадия развития психики по Ленотьеву:

· стадию интеллекта(большее усложнение структуры деятельности) характеризуется \ более сложными формами психического отражения реальности.

Характеристики деятельности животных на этой стадии:

· "внезапное" нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху проб и ошибок - в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики,

·  воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),

·  возможность переноса найденного решения водной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой, 4

· возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки - первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод - вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач "на обходные пути" - животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки. Таким образом, первая фаза решения задачи - фаза подготовки - лишена, по А.Н. Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) - фаза осуществления - уже имеет непосредственный биологический смысл.

Таким образом, объяснение интеллектуального поведения обезьян следует искать не в "целостных" законах работы мозга обезьяны (как это предполагал В. Кёлер и другие гештальт психологи), а в обычном видовом поведении животного в естественных условиях его существования и тех задачах, которые животные вынуждены решать в индивидуальном порядке, применяя в новых условиях филогенетически выработанный способ действия.

В более позднее время Фабри поставил под сомнение необходимость выделения отдельной стадии психического развития в филогенезе -стадии интеллекта - по следующим причинам. По его мнению, двухфазность не является признаком интеллектуального поведения. Наконец, можно говорить об интеллектуальной деятельности не только человекообразных обезьян, но и ряда высших позвоночных, которые обнаруживают весьма сложные характеристики их деятельности, отмеченные А.Н. Леонтьевым как свойства интеллектуального поведения. Все это приводит К.Э. Фабри к выводу, что невозможно провести четкую грань между проявлениями высшего уровня перцептивной психики и собственно стадией интеллекта.

 

 

Проблема объективного критерия возникновения психики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: