Знакомство с творчеством Н. Рубцова (кратко)

Одним из замечательных поэтов, в творчестве которого нашла своё отражение тема Родины, был Николай Михайлович Рубцов. В своих стихотворениях поэт воспевает родную природу.

Ему было 5 лет, когда началась Великая Отечественная война. Выросший сиротой, Рубцов знал одну – единственную мать – Родину, и ей он посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения. Переполнявшее его чувство любви и нежности к родной земле способствовало раннему взрослению. Именно это придало его поэзии ту степень серьезности и подлинности.

Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было его искать. Он много объехал земель и много видел, но не было для него родней и ближе северной - скудной на урожай, но щедрой на душевное тепло, земли. Не зря он говорит в своей «Звезде полей», что:

…Только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

У вас в учебнике на стр. 158 есть стихотворение, посвящённое родине. Называется оно «Родная деревня».

Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Родная деревня».

- Во время прочтения подумайте над таким вопросом:

«Какая основная мысль стихотворения?».

- Как вы думаете, какова же основная тема этого стихотворения? Какие чувства и мысли в этом стихотворении отражены автором? Назовите главную мысль, идею этого стихотворения. Как вы думаете, какой строфой выражена главная мысль (идея) стихотворения? Какие художественные средства использует автор, чтобы передать нам свои чувства? Какие чувства возникли у вас после прочтения стихотворения?

Работа с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка».

Любовь к Родине. Эта тема была достаточно хорошо освещена и в других видах искусства, например, в живописи.

- Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка» (стр.166). Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на исторические темы. А значит, тема родины для него тоже важна.

- В истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником – сказочником, художником - сказителем, который умело оживлял в своих полотнах страницы самых любимых в народе легенд и сказок.

Дайте ответы на вопросы:

- Скажите, что вы видите на этой репродукции?

- Героиня какой сказки изображена на картине?

- Какой момент сказки запечатлен на этом полотне?

- О чем думает Алёнушка? Что она чувствует?

- Какая природа её окружает?

- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?

- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует?

5 .Знакомство с творчеством Дмитрия Борисовича Кедрина (кратко).

- Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОВ добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины», написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.

- При прочтении стихотворения «Алёнушка» вам встретятся такие слова:

Стойбище –

Вотчина –

Лихая сила –

Нетленная краса

- Каково значение данных слов?

Значение и слова запишите в тетрадь.

Прочитайте стихотворение Д.Б.Кедрина «Аленушка».

7.Беседа по содержанию стихотворения:

- Скажите, почему же Кедрин Родину сравнивает с царевной Несмеяной?

- О какой лихой силе, по-вашему мнению, может идти речь?

- Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?

- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?

 

8 .Знакомство с творчеством Александра Андреевича Прокофьева (кратко).

Следующий современный поэт, который не остался безразличным к судьбе своей Родине, к родной земле, - А. Прокофьев. Любовь поэта к Родине осознавалась и как сыновий долг перед нею, и как ответственность художника за действенность стиха.

Поэзия А. Прокофьева – бьющая через край любовь к жизни, земной радости, завоеванной в мужественной борьбе. Он читал солдатам стихи на передовой, писал частушки.

Прослушайте стихотворение «Аленушка» А.А.Прокофьева в исполнении актеров.

Аудиокнига audio – books. club>book. php? Фонохрестоматия… 5…8895 «Слушаем актерское чтение» или прочитайте в учебнике, стр.165.

- Во время прочтения подумайте над таким вопросом: О чем это стихотворение? В каких строчках выражена его идея?

10.Беседа по содержанию стихотворения:

- Скажите, о чем это стихотворение? В каких строчках выражена его идея?

-Можно ли описать картину строчками стихотворения А. Прокофьева? Если да, то какими?

- Что из описанного в стихотворении отсутствует на картине?

- Можно ли считать стихотворение А. Прокофьева словесным описанием картины художника? Почему?

- Мы прочитали два стихотворения одинаковых по названию, но авторы этих стихотворений разные.

- Давайте с вами сопоставим эти два стихотворения.

1. Скажите, какова тема стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

2. Какова идея стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

3. Можно ли считать стихотворение двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?

- Скажите, в чем заключается схожесть стихотворений?

11. Итог:

- Тем не менее, это 2 разных стихотворения. Одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, «пропускает через себя». Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили своё впечатление от картины Васнецова «Алёнушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

12. Прочитайте стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» и

Дон – Аминадо «Города и годы». Ответьте на вопросы, стр.169.

13.Выучите наизусть одно стихотворение о Родине, родной природе (по своему выбору).

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС

Дистанционное задание

13.04.2020 – 17.04.2020

Продолжаете выполнять работу в ваших тетрадях

Образец оформления работы:   

Записываете теперь только дату и сразу выполняете задания и упражнения

            Писать классная или домашняя работаНЕ НУЖНО!!!!!                                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: