Выполнение заданий к уроку

 

1. Дайте устно ответы на вопросы:

- Что вы знаете о Советском Союзе?
— Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?
— Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Когда она началась?

-Какой город первым принял на себя удар врага?
— Сколько лет длилась эта война?

- Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
— Какими были первые месяцы войны?

- Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

 

2. Внимательно прочитайте отрывок из статьи «Военные корреспонденты». Назовите поэтов, писавших о Великой Отечественной войне.
- Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).

3.Знакомство с новым материалом.
— На этом уроке мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

3. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста».
Цель этапа: анализ стихотворения. Прочитайте стихотворение.

 

3.1. Беседа

— Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?
— О каком событии идет речь в стихотворении?
— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

 

3.2. Словарная работа.
Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159).
Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
— Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

 

3.3. Продолжение беседы

- В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?
— Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?

3.4.Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».
(На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).

— Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

3.5.  Работа с иллюстрацией (стр. 157).
- Прочитайте отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года»

(2-е задание учебника, с. 158):
«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе — не только человеческое, но и горе всей русской земли.
— Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».


4. Посмотрите фильм «Подвиг бойцов крепости - героя Бреста»
































Https //www youtube com/watch v 9XOb8UyksHk

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833—1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: