В эту группу упражнений включены: метание и ловля малого мяча, подбрасывание и ловля больших мячей (волейбольных, футбольных, резиновых мячей различного размера, набивных мячей различного веса, гимнастических палок, обручей и других предметов).
Б ольшое значение упражнениям в метании и ловле малого мяча придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил 15 упражнений следующим образом (рис. 6.1).
1. Бросить мяч в пол и поймать (рис. 6.1 а).
2. Подбросить мяч вверх и поймать (рис. 6.1 6).
3. Подбросить мяч вверх, дать отскочить от пола и поймать (рис. 6.1 в).
4. Бросить мяч в стену, дать ему отскочить от пола и поймать (рис. 6.1 г).
5. Бросить мяч в стену и поймать его (рис. 6.1 д).
6. Бросить мяч в пол под углом, чтобы он ударился о стену, далее отскочил от пола, и поймать (рис. 6.1 е).
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол (рис. 6.1 ж).
8. Стоя спиной к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему отскочить от пола и поймать (рис. 6.1 з).
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол (рис. 6.1 и).
|
|
10. Стоя спиной к стене на небольшом расстоянии, бросить мяч назад вверх в стену, дать ему отскочить от пола и, поворачиваясь лицом к стене, поймать мяч (рис. 6.1 к).
11. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол (рис. 6.1 л).
12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену (рис. 6.1 м).
13. То же левой рукой под правую руку (рис. 6.1 и).
14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену (рис. 6.1 о).
15. То же, но нога поднята без опоры (рис. 6.1 п).
У казанные упражнения можно усложнять, изменяя условия ловли: выполняя броски одной рукой, вводя дополнительные движения телом и руками, наклоны, приседы, хлопки, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т. д. В «школу мяча» могут быть включены и другие упражнения.
Х арактерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины, через голову. Броски можно также выполнять, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях, и т.д. Ловля мяча выполняется перед собой, сбоку, над головой, за спиной, с поворотом или без поворота и т. д. Упражнения в подбрасывании и ловле могут выполняться как двумя, так и одной рукой, с использованием мячей разного объема и веса.
Упражнения в подбрасывании и ловле мяча (двумя руками, если не указано иное)
• Из положения сидя бросить мяч вверх, встать и поймать.
• То же, но бросок одной рукой.
• Бросить мяч вверх, повернуться на 180° или 360° и поймать.
• Бросить мяч вверх, сесть и поймать (рис. 6.2).
|
|
• Бросить мяч вверх из-за головы (также одной рукой) и поймать.
• Толкнуть мяч от груди (также одной рукой).
• Толкнуть мяч от плеча (одной рукой).
• Бросить мяч из-за спины через голову и поймать.
• Бросить мяч из-за спины через плечо одной рукой и поймать спереди обеими руками.
• Подбросить мяч перед собой или сбоку и поймать над головой или за спиной.
• Стоя ноги врозь, наклоняясь вперед, бросить мяч между ногами и поймать его после поворота или без поворота (рис. 6.3).
• Мяч, зажатый между стопами, подбросить кверху и поймать (рис. 6.4).
• То же, сгибая ноги назад.
П еречисленные упражнения могут также выполняться в парах как перебрасывания (см. далее).
П одбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различным хватом, в различных плоскостях, с вращением и без него, с дополнительными движениями руками, ногами и туловищем.
Г имнастическую палку или обруч можно подбрасывать в горизонтальном, вертикальном и наклонном положениях, а также с переворачиванием их в воздухе вокруг продольной, поперечной оси, вокруг диаметра обруча. Ловят эти предметы обеими руками, или одной рукой различными хватами, или на сгибы рук в локтевом суставе.