Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Занятие. Образование и карьера.

 

Цель - побуждение интереса обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению.

 

Задачи:

1. повысить информированность о многообразии человеческого труда.

2.Познакомить обучающихся с учебными заведениями г.Пензы.

3.Активизировать стремление к самопознанию.

 

Теоретическая часть.

Правильный выбор профессии — необходимое, но недоста­точное условие успешной профессиональной карьеры. Следую­щее условие — выбор пути получения профессии.

Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах — например, версталь­щик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть про­фессии, обучение которым требует нескольких лет, — врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются мо­лодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психо­лога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ус­коренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торгов­цами. Как правильно выбрать «товар»?

1. сначала решите, нужен ли он в таком виде, в котором предлагается тем или иным учебным заведением. Сегод­ня ценность многих дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда и социального развития

РФ, более половины выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Это — потерянные годы и выб­рошенные на ветер деньги, если обучение было платное.

2. поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересую­щей специальности. Даже филиалы крупных государ­ственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности от­ деления или филиала.

3. ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сер­тификат о прохождении аккредитации. Если вуз не мо­жет предъявить такого сертификата — вежливо попро­щайтесь с теми, кто добился получения лицензии, одна­ко не смог ее подтвердить. Если рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончании срока обучения получить справку (свидетельство, диплом
какой-либо общественной организации), а не государ­ственный диплом, признанный на территории страны.

4.убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь резуль­татами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие — «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше про­фессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» — от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше — поступивший после шко­лы в институт или тот, кто до института учился в медицинс­ком училище? Конечно, второй. Во-первых, он — специалист более широкого профиля, он умеет то, чего не может обыч­ный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на рассто­янии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведе­ния, подумайте о других формах получения образования — на­чальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не толь­ко в училищах и техникумах, но и на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям»: бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало от­личается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Од­нако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень про­фессионального мышления. В их учебном плане десятка два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти про­фессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управ­ления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополне­ние к классно-урочной системе преподавания могут быть лек­ции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техни­кумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развиваются полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких раз­рядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, су­ществуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистан­ционное образование стало возможным благодаря использова­нию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предпо­лагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

• работа с базами данных или учебными компакт-диска­ми в компьютерных классах институтов или дома,

• общение с преподавателем через электронные средства связи,

• отслеживание в реальном времени правильности выпол­нения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях чело­веческой деятельности, связанной с разработкой и использо­ванием программного и аппаратного обеспечения естественно­научных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессио­нального образования с использованием дистанционной тех­нологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итого­вую государственную аттестацию, получает диплом государ­ственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и Указанием специальности.

Получить высшее образование в России стало намного лег­че, чем несколько лет назад. В настоящее время в России суще­ствует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система высшего обра­зования остается самой эффективной в мире. Это хорошо по­нимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков — выход­цы из России.

Если вы уверены, что для реализации ваших профессио­нальных планов вам необходимо высшее образование, вы должны знать, что государственный образовательный стан­дарт РФ предусматривает две системы высшего профессио­нального образования — подготовка специалистов и подго­товка бакалавров. Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей. Для подготовки бакалавров разработан сис­тематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний. Обе си­стемы равноправны.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

• высшее профессиональное образование, подтверждае­мое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее четырех лет);

• высшее профессиональное образование, подтверж­даемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее пяти лет).

  • высшее профессиональное образование, подтверждае­мое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее пяти лет).

Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5—5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации. Чтобы получить степень магистра, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и по­лучить квалификацию магистра.

Различия между уровнями профессионального образования можно проиллюстрировать на примере требований, предъяв­ляемых кандидатам на работу в учреждения юстиции. Лица, имеющие неполное высшее образование, могут быть рекомен­дованы на должности секретарского, инспекторского и лабо­рантского состава.

Бакалавры могут замещать начальника судебного исполни­теля, помощника председателя суда, консультанта суда, на­чальника секретариата, специалистов 1-й и 2-й категорий ор­ганов и учреждений юстиции.

Для замещения должностей судей федеральных судов, выс­ших, главных и ведущих и старших должностей необходима квалификация специалиста или магистра.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения — институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, ме­неджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование пред­полагает, что специалист способен решать сложные задачи са­мостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет са­мостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

Содержание высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные со школы предметы, «основы наук», например, математика, фи­зика, химия, черчение, технология, литература; общекультур­ное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (расчет и конструирование автомобилей или проектирование литейных цехов, кардиология или литература эпохи Возрождения). По­нятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации, однако есть обязательные предметы для всех вузов, например, философия и иностран­ный язык. По многим учебным дисциплинам студенты выпол­няют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перера­батывать его, рационально использовать —здесь одного запо­минания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллекту­ального продукта —дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профес­сиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоз­зрение, расширяющие кругозор. Творческие вузы (художе­ственные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми

могут стать далеко не все — нужен талант. Еще до вступитель­ных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подгото­виться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, цен­тры детского творчества).

Профессиональное обучение в вузе дает только общую под­готовку. Реальные профессиональные навыки приходится по­лучать непосредственно на рабочем месте. Именно эти навыки ценятся работодателями при приеме на работу и дают воз­можность человеку, прошедшему несколько ступеней карьеры, претендовать на высокооплачиваемую должность.

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональ­ных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

 

 


ВУЗы г.Пенза.

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия:

1. Бухгалтерский учет, анализ и аудит (квалификация экономист).

2. Финансы и кредит (квалификация экономист).

3. Автомобили и автомобильное хозяйство (квалификация инженер).

4. Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (квалификация экономист-менеджер).

5. Механизация сельского хозяйства (квалификация инженер).

6. Агрономия       (квалификация ученый агроном).

7. Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (квалификация технолог сельскохозяйственного производства).

8. Механизация переработки сельскохозяйственной продукции (квалификация инженер).

9. Зоотехния (квалификация зооинженер).

10. Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе (квалификация инженер).

11. Агроэкология (квалификация специалист).

Пензенская государственная технологическая академия:

1. Прикладная информатика (по областям) (квалификация информатик – экономист).

2. Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (квалификация экономист-менеджер).

3. Инженерная защита окружающей среды (квалификация инженер-эколог).

4. Технология машиностроения (квалификация инженер).

5. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (квалификация инженер).

6. Технология машиностроения (квалификация техник).

7. Сервис (квалификация специалист по сервису).

8. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (квалификация инженер).

9. Машины и аппараты пищевых производств (квалификация инженер).

10. Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство, дизайн; машиностроение и технологическое оборудование, строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии, экономика и управление) (квалификация специалист).

11. Математические методы в экономике (экономист-математик).

12. Коммерция (по отраслям)     (квалификация коммерсант).

13. Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (среднее профессиональное       образование, техник).

14. Биохимическое производство (среднее профессиональное образование, техник).

15. Технология бродильных производств и виноделие (среднее профессиональное образование, техник).

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского:

1. Юриспруденция (квалификация юрист).

2. Бухгалтерский учет, анализ и аудит  (квалификация экономист).

3. Прикладная информатика (по областям) (квалификация информатик – экономист).

4. Педагогика и методика дошкольного образования (организатор-методист дошкольного образования).

5. Финансы и кредит (квалификация экономист).

6. Менеджмент организации (квалификация менеджер).

7. Журналистика (квалификация журналист).

8. Социальная работа (квалификация специалист).

9. Биология (квалификация учитель биологии).

10. География (квалификация учитель географии).

11. Безопасность жизнедеятельности    (квалификация учитель безопасности жизнедеятельности).

12. Математика (квалификация учитель математики).

13. Физика (квалификация учитель физики).

14. Русский язык и литература (квалификация учитель русского языка и литературы).

15. Иностранный язык (квалификация учитель иностранного языка).

16. История (квалификация учитель истории).

17. Юриспруденция (квалификация учитель права).

18. Технология и предпринимательство (квалификация учитель технологии и предпринимательства).

19. Химия (квалификация учитель химии).

20. Музыкальное образование (квалификация учитель музыки).

21. Изобразительное искусство (квалификация учитель изобразительного искусства).

22. Педагогика и психология     (квалификация педагог-психолог).

23. Педагогика и методика начального образования  (квалификация учитель начальных классов).

24. Социальная педагогика (квалификация социальный педагог).

25. Логопедия       (квалификация учитель-логопед).

26. Физическая культура (квалификация педагог по физической культуре).

27. Специальная психология (квалификация специальный психолог).

28. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (квалификация математик-программист).

29. Фундаментальная и прикладная химия (квалификация специалист).

30. Социология (квалификация социолог).

31. Биохимия (квалификация биохимик).

Пензенский государственный университет:

1. Государственное и муниципальное управление (квалификация менеджер).

2. Юриспруденция (квалификация юрист).

3. Прикладная информатика (по областям) (квалификация информатик – экономист).

4. Финансы и кредит (квалификация экономист).

5. Социально-культурный сервис и туризм (квалификация специалист по сервису и туризму).

6. Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (квалификация экономист-менеджер).

7. Менеджмент организации      (квалификация менеджер).

8. Инженерная защита окружающей среды (квалификация инженер-эколог).

9. Технология машиностроения (квалификация инженер).

10. Правоведение (среднее профессиональное образование, юрист).

11. Экономика      (квалификация бакалавр экономики).

12. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (квалификация инженер).

13. Менеджмент (квалификация бакалавр менеджмента).

14. Металлообрабатывающие станки и комплексы (квалификация инженер).

15. Лечебное дело (квалификация специалист).

16. Фармация (квалификация провизор).

17. Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (квалификация инженер).

18. Перевод и переводоведение (квалификация лингвист, переводчик).

19. Связи с общественностью    (квалификация специалист по связям с общественностью).

20. Управление персоналом (квалификация менеджер).

21. Сервис (специалист по сервису).

22. Электрооборудование автомобилей и тракторов  (квалификация инженер).

23. Автоматизированные системы обработки информации и управления (квалификация инженер).

24. Физика (квалификация бакалавр физики).

25. Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств (квалификация бакалавр техники и технологии).

26. Наземные транспортно-технологические комплексы (квалификация бакалавр).

27. Автоматизация и управление (квалификация бакалавр техники и технологии).

28. Информатика и вычислительная техника (квалификация бакалавр).

29. Экономика      (квалификация магистр экономики).

30. Информатика и вычислительная техника  (квалификация магистр).

31. Физика (квалификация физик).

32. Мировая экономика (квалификация экономист).

33. Оборудование и технология сварочного производства (квалификация инженер).

34. Машины и технология литейного производства (квалификация инженер).

35. Автомобиле- и тракторостроение    (квалификация инженер).

36. Стандартизация и сертификация (квалификация инженер).

37. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (квалификация инженер).

38. Системы автоматизированного проектирования  (квалификация инженер).

39.Машины и аппараты химических производств (квалификация инженер).

40.Реклама (квалификация специалист по рекламе).

41.Маркетинг (квалификация специалист).

42.Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (квалификация математик-программист).

43.Радиотехника (квалификация Инженер).

44.Налоги и налогообложение (Специалист по налогообложению).

45.Юриспруденция (Бакалавр юриспруденции).

46.Прикладная математика (Инженер-математик).

47.Проектирование и технология радиоэлектронных средств (Инженер).

48.Микроэлектроника и твердотельная электроника  (Инженер).

49.Управление и информатика в технических системах (Инженер).

50.Информационно-измерительная техника и технологии (Инженер).

51.Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство, дизайн; машиностроение и технологическое оборудование, строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии, экономика и управление) высшее профессиональное Специалист

52.Проектирование и технология электронных средств (Бакалавр техники и технологии).

53.Математика (Математик).

54.Документоведение и документационное обеспечение управления (Документовед).

55.Приборостроение (Инженер).

56.Математические методы в экономике (Экономист-математик).

57.Инженерное дело в медико-биологической практике (Инженер).

58.Электротехника, электромеханика и электротехнологии (Бакалавр техники и технологии).

59.Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (Специалист по защите информации).

60.Информационная безопасность телекоммуникационных систем (Специалист по защите информации).

61.Специальные организационно-технические системы (Специалист).

62.Информационные системы (Бакалавр информационных систем).

63.Информационные технологии в образовании (Инженер).

64.Электроэнергетические системы и сети (Инженер).

65.Метрология и метрологическое обеспечение (Инженер).

66.Бытовая радиоэлектронная аппаратура (Инженер).

67.Технология электрохимических производств (Инженер).

68.Прикладная информатика (Бакалавр прикладной информатики).

69.Метрология, стандартизация и сертификация (Бакалавр техники и технологии).

70.Электрические и электронные аппараты (Инженер).

71.Бытовые машины и приборы (Инженер).

72.Триботехника (Инженер).

73.Приборы и методы контроля качества и диагностики (Инженер).

74.Нанотехнология (Бакалавр техники и технологии).

75.Лазерная техника и лазерные технологии (Магистр).

76.Автономные информационные и управляющие системы (Инженер).

77.Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах (Инженер).

78.Взрыватели и системы управления средствами поражения (Инженер).

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

1. Автомобили и автомобильное хозяйство (Инженер).

2.Организация и безопасность движения (Инженер по организации и управлению на транспорте).

3.Архитектура      (Бакалавр).

4.Архитектура      (Магистр).

5.Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (Экономист-менеджер).

6.Менеджмент организации (Менеджер).

7.Информационные системы и технологии (Инженер).

8.Промышленное и гражданское строительство (Инженер).

9.Гидротехническое строительство (Инженер).

10.Городское строительство и хозяйство (Инженер).

11.Производство строительных материалов, изделий и конструкций (Инженер).

12.Теплогазоснабжение и вентиляция (Инженер).

13.Водоснабжение и водоотведение     (Инженер).

14.Экспертиза и управление недвижимостью (Инженер).

15.Автомобильные дороги и аэродромы (Инженер).

16.Архитектура (Архитектор).

17. Инженерная защита окружающей среды (Инженер-эколог).

18.Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям) (Инженер).

19.Стандартизация и сертификация (Инженер).

20.Маркетинг (Специалист).

21.Защита окружающей среды (Бакалавр техники и технологии).

22.Городской кадастр (Инженер).

23.Земельный кадастр (Инженер).

24.Дизайн архитектурной среды (Бакалавр).

25.Искусство интерьера (Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьера).

26.Метрология, стандартизация и сертификация (Бакалавр техники и технологии).

27.Землеустройство (Инженер).

Пензенский институт технологий и бизнеса (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет технологий и управления"

1.Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (Экономист-менеджер).

2.Технология продуктов общественного питания (Инженер).

3.Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (Инженер).

4.Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)   (Товаровед-эксперт).

5.Технология бродильных производств и виноделие (Инженер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: