Быть готовым к тому, чтобы быть слабым

Мы говорили с вами о том, что Бога не впечатляет мудрость мира сего. Он имеет другого рода мудрость, которая выглядит безумной в глазах этого мира. Божью мудрость нам может дать только Святой Дух. Павел пишет о двух духах: Духе от Бога и духе мира сего, и между ними существует противостояние. До тех пор, пока мы находимся под влиянием духа мира сего, мы будем развивать мирскую мудрость, мудрость века сего. Но когда мы приходим под господство Божьего Духа и позволяем Ему учить и направлять нас, тогда мы начинаем познавать совершенно другую мудрость, Божью мудрость, которая кажется безумием для людей, находящихся под влиянием этого мира. Но эта мудрость Божья приходит только через Крест, через откровение Креста. И поэтому, по словам Павла, если вы действительно желаете быть мудрыми, то, прежде всего, вы должны стать глупыми по стандартам этого мира, отвергнуть всю мирскую мудрость.

Сейчас мы рассмотрим другую очевидную истину, которая идет рука об руку с тем, о чем мы говорили в предыдущей главе. Она заключается в том, что Бога не впечатляют естественные человеческие силы и способности (силы и возможности этого мира). И если вы хотите обрести силу Божью, то, прежде всего, вы должны стать слабыми и немощными по мирским стандартам. Опять-таки дверью к этой божественной силе и возможностям является Крест. Крест в глазах этого мира олицетворяет не только безумие, о чем мы говорили выше, но и немощь. Мы вернемся опять к Первому посланию к Коринфянам, главной темой которого является разница между человеческой и божественной мудростью, между человеческой силой и силой Божьей. Помня, что ключом к божественной мудрости и божественной силе является Крест, прочитаем то, что Павел говорит в 1-м Коринфянам 1:22-29:

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости…

И я должен сказать вам, что эти слова настолько же истинны сегодня, как и в те дни, когда Павел писал их.

…а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…

Итак, перед нами распятый Христос, что для одних кажется безумием, а для других немощью. Павел пишет далее:

…для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость…

Как вы видите, мудрость и сила идут рука об руку.

…потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Именно это мы и рассмотрим: “немощное Божье сильнее человеков”, поговорим о немощи Божьей, которая сильнее всей человеческой силы. Существует определенный род слабости, который является ключом к настоящей силе. Затем Павел продолжает:

Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал…

И я хочу особенным образом подчеркнуть то, что именно Бог делает выбор, и с Его выбором бесполезно спорить...

 …но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…

Таким образом, Бог избрал совершенно противоположное тому, что избрал бы человек. И далее Павел объясняет причину такого выбора:

…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Перед тем, как Бог реально войдет в нашу жизнь и будет для нас Тем, Кем Он хочет быть, есть одна вещь, которую Он обязывает нас отвергнуть – это человеческая гордость. Существуют два великих источника человеческой гордости. Один источник – это мудрость, а другой – это сила. И Богу необходимо вырвать эти злые корни, которые являются барьерами для истинного Божьего откровения. Человеческая мудрость и человеческая сила не привлекают Бога и они не исполняют волю Божью. Нам необходимо их оставить. Мы должны освободиться от них для того, чтобы мы могли получить настоящую мудрость и реальную силу Божью. По этой причине Бог избрал “немудрое и немощное мира” – людей, которые с человеческой точки зрения совершенно несостоятельны и неперспективны.

Я знаком с определенными церквями, в которых очень сильные и одаренные люди принимали решение все делать правильно и всячески избегать ошибок. И вот что удивительно – Бог обходил их стороной, и где-то находил небольшие церквушки, у которых нет каких-то особых даров и которые не слишком громко заявляли о себе, но были открыты к Его Святому Духу, Его мудрости и Его силе.

Затем Павел дает свое собственное свидетельство во Втором послании к Коринфянам об этом источнике божественной силы. Он говорит об очень болезненном переживании, когда он был мучим ангелом сатаны и просил Бога об освобождении от него, но Бог не сделал этого. Бог не ответил на эту молитву так, как Павел того ожидал. Порой люди говорят мне: “Мои молитвы остаются без ответа”. На что я отвечаю: “Возможно, вы забыли, что “нет” – это тоже ответ!” Бог ответил на молитву Павла, но это был отрицательный ответ. И вот как Павел объясняет это (2 Кор. 12:7-10):

И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился.

Обратите внимание на слова “дано мне” или “даровано мне”. Это было дано ему как дар. Хотели бы вы такого рода подарок? Хотели бы вы получить ангела сатаны, который преследовал бы вас и делал всю вашу жизнь невыносимо тяжелой? Я лично верю, что это был тот ангел, который возбуждал все вокруг против Павла, куда бы он ни шел. Из-за этого Павла бросали в темницы, гнали, били палками, побивали камнями. Павел продолжает:

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня…

Я могу понять Павла хорошо. Думаю и я бы, на его месте, молился точно так же...

…Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”.

Какое потрясающее откровение! Божья сила совершается лишь в человеческой немощи. Пока у нас много своей собственной силы, пока мы опираемся на свою мудрость, знаем, что делать, и держим все под своим контролем – где место в этом Богу? Бог через это не прославляется. Но когда мы приходим к концу наших собственных сил, к концу нашей собственной мудрости, и нам не на что больше полагаться, тогда Бог высвобождает Свою мудрость и Свою силу по Своей благодати.

Павел идет дальше и делает такое заявление, на которое мы с трудом можем сказать “аминь”:

И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Сегодня я нечасто встречаю христиан, которые хвалились бы своими немощами. Я слышу много проповедников, которые говорят о своей силе, своих дарах и своих успехах. Честно говоря, довольно трудно отыскать людей, которые бы хвалились своими немощами.

Павел продолжает и делает еще более удивительное утверждение:

Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен.

Можете ли вы сказать: “Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях…”? Заметьте, Павел говорит: “за Христа”. Только тогда, когда мы страдаем за Христа, это идет нам на благо.

И в конце Павел суммирует это простыми словами: “Когда я немощен, тогда силен”. Это тот урок, который все мы должны будем выучить. И чем раньше мы его усвоим, тем лучше для нас. Для того, чтобы сила Божья действовала в нашей жизни, нам необходимо прийти к слабости. Господь не высвободит ее через человеческую силу – только через человеческую немощь.

В действительности, когда мы полагаемся на свои собственные силы – это приносит проклятие. Именно это большинство христиан так и не осознало. В Книге Пророка Иеремии 17:5 сказано:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека…

Это включает и самого себя, надежду на свои естественные, человеческие силы и способности.

...и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Вы не можете одновременно полагаться на свои собственные силы и на Господа. Если вы полагаетесь на свои силы, то ваше сердце удаляется от Господа, и вы попадаете под проклятие. Божья милость и благодать хранят нас от проклятий и, совершая это, время от времени Богу приходится идти на крайние меры по отношению к нам.

Все сказанное можно подытожить словами Павла из Послания к Ефесянам 2:8-10:

Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Я хотел бы кратко указать на некоторые истины о Божьей благодати, которые следуют из этих слов:

Во-первых: благодать Божья начинается там, где заканчиваются человеческие способности. До тех пор пока вы полагаетесь на себя, способны сами делать что-то, и можете делать это своими силами, до тех пор Божья благодать не будет действовать. Там, где вы приходите к концу своих собственных способностей и сил – там начинается Божья благодать.

Во-вторых: благодать Божья принимается только верой – ее невозможно заслужить.

В-третьих: Божья благодать уничтожает гордость. Сколько раз в своих посланиях Павел говорит: “чтобы я не хвалился”, “чтобы никто не мог похвалиться”... Наша гордость является величайшим врагом Божьей благодати.

И в конце концов: когда вся слава достается Богу, а не нам,именно тогда приходит Дух Святой. Иисус сказал: “Когда же прийдет Дух истины... Он прославит Меня”. Он не придет прославлять нас, Он не придет для того, чтобы сделать нас мудрыми и сильными, поднять наш авторитет. Святой Дух приходит для того, чтобы прославить Иисуса в наших немощах.

 

 

Не возвращайтесь к списку правил и постановлений!

Мы упоминали очень важное место Писания, это Послание к Римлянам 8:14:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...

Здесь говорится о зрелых, взрослых сыновьях. И есть только один путь к духовной зрелости: вы рождаетесь через Дух Святой как младенец в семье Божьей, но чтобы повзрослеть, достичь зрелости, вы должны жить под водительством Святого Духа. Слово “водимые” в оригинале имеет форму глагола в настоящем продолжительном времени: водимые сейчас и постоянно. Вы должны быть постоянно водимы Духом Святым – это должно стать для вас образом жизни.

Мы обратили внимание на два важных факта, касающихся Духа Святого. Прежде всего, Он – Личность. Он не отвлеченное теологическое понятие, Он не абстракция, не система, не набор правил. Он – Личность. И мы должны научиться относиться к Нему, как к Личности. Определяющее значение в наших взаимоотношениях с Духом Святым приобретает чуткость.

После этого я указал на то, что Дух Святой не просто личность, Он – Господь. Он ожидает полного подчинения. То же самое подчинение и почтение, какое мы оказываем Богу-Отцу и Богу-Сыну, мы должны оказывать и Богу-Духу Святому.

Сейчас я хотел бы предостеречь вас от того, что, как я убедился, является самым распространенным препятствием для водительства Духа Святого. И если бы я предоставил вам возможность угадать, что является этим препятствием, то, возможно, вы не угадали бы и с десятого раза. Должен сказать, что самым распространенным препятствием для движения в Святом Духе, как я мог наблюдать, является легализм или религиозное законничество.

Я дам вам два определения законничества, чтобы вы имели представление о том, что я имею в виду. Они между собой похожи, но и отличаются друг от друга.

Первое определение: законничество – это попытка достичь праведности перед Богом, через соблюдение набора определенных правил. Это является законничеством или легализмом.

Не так давно я выступал перед большой аудиторией и случайно сказал такие слова: “Христианство – это не свод правил”. И вдруг я увидел удивление на лицах большинства собравшихся христиан и осознал, что сказал то, о чем они никогда не задумывались. Но я повторю еще раз: христианство – это не соблюдение набора правил. Христианство – это взаимоотношения с личностью.И этой личностью является Иисус Христос. А взаимоотношения с Ним строятся через другую личность – Духа Святого.

Второе определение: законничество – это навязывание таких требований для достижения праведности, которых не устанавливал Сам Бог. Бог указал в Библии Свои требования для достижения праведности перед Ним и никто, никакая церковь или деноминация, никакая группа людей не имеет права прибавлять другие требования к требованиям Божьим. Если кто-то будет так поступать, то он станет законопреступником. Дух Святой Господь, и Он не будет делить Своего господства с каким-то набором правил.

Человеческая сущность стала настолько падшей, что каждый из нас склонен к тому, чтобы более полагаться на себя, чем на Дух Святой. Суть грехопадения и суть самого греха не в желании делать зло, а в желании быть независимым от Бога. Это можно проиллюстрировать примером, когда для путешествия по незнакомой местности нам предлагается на выбор: карта или живой проводник. Мы говорим: “Дайте мне карту. Я достаточно умный, чтобы найти дорогу”. И эта карта совершенно точная, правильная, на ней записаны все детали, как и закон, данный Моисеем, был совершенным законом. И если вы исполните его полностью, то вы пройдете дорогу и достигнете цели. Но еще никто и никогда не смог полностью исполнить весь закон Моисеев.

Итак, вы выходите в путь с картой в руках. Вы чувствуете себя сильными, уверенными и здоровыми. Сияет солнце, и вы видите дорогу, которая лежит перед вами. Но спустя пару дней все идет уже совсем не так. Небо вдруг заволокли тучи. Вы стоите посреди тьмы, на краю обрыва и не знаете: где север, где юг, где запад и где восток. Вы кричите: “Помогите!” И тут вы слышите нежный голос, который говорит вам: “Позволишь Мне помочь тебе?” Знаете, чей это голос? Это – Дух Святой.

Вы говорите: “О, Дух Святой, я так нуждаюсь в Тебе! Я попал в отчаянное положение!” Дух Святой говорит: “Дай Мне руку, и Я выведу тебя...”

И будьте уверены – Он выведет! Затем, на следующий день вы уже идете по дороге, рядом с вами идет Дух Святой. Светит солнце, поют птицы, вы видите перед собой дорогу и думаете: “Ну почему я запаниковал, я ведь мог бы и сам, без посторонней помощи, выбраться из того тупика...” И вы обращаетесь к Духу Святому: “Послушай, у меня есть прекрасная карта, не хочешь ли взглянуть?” Дух Святой говорит: “Спасибо, сынок, Мне не нужна карта. Я знаю дорогу”. Затем Он продолжает: “Между прочим, ведь это Я составил эту карту”.

Потом проходит еще немного времени, и вы думаете: “Мне не нравится, когда меня ведут за руку всю дорогу. Это выглядит несколько унизительно”. Поэтому вам приходит такая мысль: “Я мог бы и сам идти этой дорогой и проверять свой путь по карте...” И в тот момент, когда вы подумали об этом, – ваш проводник исчезает. Вы оглядываетесь по сторонам и не можете найти Его нигде. Таким образом, вы самостоятельно продолжаете путь с картой в руках. Спустя два дня вы оказываетесь посередине болота. И с каждым шагом в любую сторону вы погружаетесь все глубже и глубже в трясину. Вы знаете, что уже стоите на грани смерти. И вы кричите: “Помогите!” И Дух Святой говорит: “Могу ли Я помочь тебе? Дай Мне руку, Я выведу тебя...”

Мой вопрос звучит так: сколько еще раз нам необходимо повторять эти ошибки в своей жизни? Как долго мы будем пренебрегать Духом Святым и возвращаться к карте, которую мы даже не можем правильно понимать без Его толкования? Не то чтобы на карте было что-то неправильно указано – проблема не в карте – проблема в нас. Новый Завет постоянно предостерегает нас от попыток достичь праведности, соблюдая закон. Послание к Римлянам 3:20:

Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

Бог говорит очень определенно: ни один человек не может достичь праведности перед Богом через соблюдение закона. Вы спросите: “Зачем же тогда он был дан?” Закон был дан не для того, чтобы сделать нас праведными, а для того, чтобы мы осознали нашу греховность и обратились к Богу, к благодати Божьей и к помощи Святого Духа.

Римлянам 6:14:

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию.

Итак, вот что мы можем сказать: если вы находитесь под законом, то грех будет господствовать над вами. Если же вы хотите освободиться от греха, то вы не можете оставаться под законом, – вы должны жить под благодатью. Это две взаимоисключающие вещи: вы или под законом, или под благодатью – вы не можете быть под ними обоими одновременно.

В Послании к Галатам 5:18 Павел говорит:

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Мы помним, что быть водимым Духом Святым – это единственный путь к духовной зрелости. Поэтому, если вы желаете духовно вырасти, то вам не надо пытаться соблюдать закон, вам необходимо оставить закон.

Конечно же правила в жизни нужны, они должны иметь свое место – это понятно. Какое же у нас должно быть отношение к правилам? Я предложу вашему вниманию одну простую мысль: если правила, о которых вам говорят, основаны на Писании, являются библейскими и если вы принимаете праведность по вере, то ваша вера сделает вас способными соблюдать закон и эти правила. Но вы никогда не достигнете праведности, соблюдая правила. Благодать не будет смешана с законом, они взаимоисключаемы.

В Послании к Галатам Павел использует такую иллюстрацию – он говорит о двух сыновьях Авраама: об Измаиле, который родился от рабыни, и Исааке, который был рожден свободной, Саррой. Павел говорит, что когда появился Исаак, то Измаил и его мать Агарь должны были уйти (Гал. 4:30):

Что же говорит Писание? “Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной”.

Итак, вот эти две альтернативы и, как видите, они полностью взаимоисключающие. Если вы хотите держаться Измаила – т.е. закона и ваших плотских способностей – тогда не остается места для Исаака и благодати Божьей. Если вы хотите благодати Божьей, тогда не остается места для закона как средства достижения праведности. И в этом заключалась ошибка галатов. Они познали Иисуса Христа, они приняли Святого Духа, они были рождены свыше. Но Павел говорит им (Гал. 3:1-3):

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?

Думаю, что это действительно является самой распространенной проблемой в Церкви. Люди начинают Духом. Они начинают с откровения и переживают благодать и силу Божью через Дух Святой, но потом они постепенно возвращаются к карте. Они не готовы к тому, чтобы постоянно полагаться на Дух Святой. Павел указывает на то, что возвращение к закону приносит проклятие. Он говорит (Гал. 3:10):

А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (проклятием).

Я думаю, что многие христиане, как лично, так и целые деноминации и церкви, находятся под проклятием. Они лишаются благословений Божьих, потому что они променяли водительство Святого Духа на свои собственные плотские усилия, свои собственные правила.

Теперь давайте вернемся к пророчеству Иеремии, к словам Господа, которые записаны в Книге Пророка Иеремии 17:5:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

 Как видите, есть только два варианта, но они полностью взаимоисключающие. Мы можем либо полагаться на Господа, на Дух Святой, либо на себя, самостоятельно пытаясь найти путь по карте. Но Дух Святой, будучи Господом, будучи Богом, не будет навязывать Себя в качестве проводника, если вы желаете идти по карте. Он является Тем, Кто составил и дал эту карту. Он знает карту намного лучше, чем кто-либо из нас. Он понимает каждый указатель, каждую пометку на карте. И если вы желаете иметь успешное путешествие, возрасти и стать духовно зрелыми, то для этого есть только один путь – постоянное водительство Святого Духа.

Если вы живете под водительством Духа Святого, то вы не находитесь под законом. Вы не получите водительства Святого Духа, придерживаясь какого-нибудь набора правил. Множество христианских церквей сегодня говорят о том, что они не под законом Моисея, но при этом они составляют свой собственный набор правил. В действительности практически все деноминации имеют свой собственный небольшой закон. Хочу сказать вам, что если данный Богом закон Моисеев был бессилен сделать людей праведными перед Богом, то тем более никакой другой деноминационный закон или набор правил не сможет изменить что-либо в людях. И не надейтесь, что таким образом можно достичь хоть какой-нибудь зрелости. Вам необходимо покаяться, если вы находитесь в законническом состоянии. Покайтесь и обратитесь к жизни под водительством Святого Духа.

 

Союз со Христом

Итак, в предыдущей главе я предостерег вас от той опастности, которая, как я верю, является самым распространенным препятствием к тому, чтобы быть водимыми Духом Святым. Я называю это легализмом или законничеством. Я предложил вам два определения законничеству. Первое: законничество – это попытка достичь праведности перед Богом, соблюдая закон или набор правил. Второе: законничество – это установление таких требований праведности, которые не устанавливал Сам Бог. И я думаю, что это болезнь, которой сегодня заражено подавляющее большинство христианских церквей. В Книге Пророка Иеремии 17:5 содержится предостережение:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Когда мы отворачиваемся от благодати Божьей и возвращаемся к человеческим усилиям по достижению праведности, то наше сердце удаляется от Господа. Когда мы полагаемся на свою способность жить “христианской жизнью” и соблюдать ее нормы, то мы надеемся на человека, на свою плотскую силу, и это приводит нас под проклятие. Это звучит удивительно для многих христиан. Но это так точно описывает ситуацию, сложившуюся в церкви сегодня. Должен сказать, что церковь имеет много проблем, но самая большая и самая распространенная проблема сегодняшней церкви – это религиозно выглядящее законничество.

Сейчас давайте рассмотрим положительную альтернативу этому, которую предлагает Святой Дух. Этой противоположностью религии и законничеству является единение со Христом или, другими словами, наш личный союз со Христом. И лично я считаю, что величайшее служение Святого Духа – это Его служение, в котором Он помагает нам достичь единения со Христом. Но именно об этом так мало говорится в современной церкви.

В 7-й главе Послания к Римлянам Павел описывает эти две альтернативы: первой является жизнь под законом или единение с нашей плотской природой под законом, которое приносит смерть; противоположным этому является освобождение от нашей плотской природы через отождествление со смертью Иисуса на кресте и единение через Дух Святой с воскресшим Христом. Есть только два варианта: первый из них – это законничество, которое выражается в соблюдении своими силами религиозных установлений и правил, а второй – это личный, духовный союз с Господом Иисусом через Дух Святой, который и является Божьей целью для каждого верующего во Христа. Теперь давайте прочитаем слова Павла и поразмышляем над ними (Рим. 7:1-6):

Разве вы не знаете, братия, – ибо говорю знающим закон, – что закон имеет власть над человеком, пока он жив?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: