Механизмы психического развития

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности явл. идентификация - механизм отожествления себя с другим человеком или любым объектом. Обосбление - отстненное стремление индивида выделяться из числа других, закрываться от объекта общения. Объективно И.механизм присвоения индивидом своей человеческой сущности, а обосбление-механизм индивидуализации личности. Через механизм И. осущ. присвоение из социума всех достижений человечества.
Механизмы развития и бытия личности характеризуются связкой идентификация-обособление. Эти механизмы могут быть использованы в качестве коррекционной работы на любых этапах развития. Роль идентификации в период предыстории человеческого общества была весьма значительной. Родовой индивид был погружен в поле родовой идентификации. На заре человечества родовой человек свойственен одушевлять вещи, идентифицируя себя с ними. Человек начинает подражать поведением других людей. В онтогенезе личности овладение идентификации и.ведет к формированию механизмов соц.поведения, к установлению отношений с другим человеком. С одной стороны и. обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, а с другой стороны и. может привести к растворению индивида в другом человеке.

 


Развитие как феномен.

Согласно В.Н. Карандашеву понятие «развитие» носит многоаспектный характер. Мы можем понимать развитие как рост, то есть процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, толщине и т.д. Однако в то же время под развитием может подразумеваться созревание. При этом главной составляющей процесса являются морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.

Развитие также можно воспринимать как совершенствование. При этом механизмом развития будет служить система реакций и психических процессов человека, преобразующих структуру его личности. Данный подход предполагает наличие какой-либо определенной цели (совершенной формы развития). В психологии данная трактовка встречается чаще всего. Именно процесс совершенствования заставляет людей жить, решать намеченные задачи, достигать результата.

В психологическом консультировании и психотерапии понятие «развитие» чаще понимается как качественное структурное изменение. То есть у человека в процессе консультирования или терапии меняются целиком и полностью какие-либо характеристики, свойственные ему ранее. Меняется мировоззрение человека, его ценностные установки, качества личности. Для того чтобы проводить данную работу, требуется очень много месяцев. Если установки человека не меняются в течение года, то тогда можно твердо сказать о том, что индивид не хочет развиваться.

К последней категории также можно отнести понятие «развитие» как изменение, влекущее за собой новое развитие. То есть развитием можно считать только те изменения, которые влекут за собой новое изменение. Происходит некая лавина изменений. В обиходе подобную трактовку называют «эффект бабочки». Все, что сделано человеком, влечет какие-либо последствия, будь то поход в магазин или подписание договора между странами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: