Принцип развития в психологии

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

Особенности процесса развития:

1. необратимость(возвращение системы на исходный уровень по всем показателям не возможно)

2. обязательно одновременно включает прогресс и регресс(прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии, т.к. выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие)

3. неравномерность развития(качественные скачки сменяются постепенным количественным накоплением)

4. зигзагообразность развития (развитие сопровождается временным ухудшением функционирования системы, т.к. когда формируется принципиально новые структуры, то на начальных этапах функционирования она работает хуже, чем старая.

5. иерархический принц развития (при появлении нового уровня функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархических уровней новой системы (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление остаются при появлении понятийного).

6. единство тенденции к качественному изменению и тенденции к устойчивости(успешное развитие не возможно без сохранения достигнутого).

 

Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.

 

Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов пси­хического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с рит­мом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каж­дая сторона в психике ребенка имеет свой опти­мальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отече­ственной психологии за основу. Самая известная и наи­более распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концеп­ции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современ­ных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.

 

Методы психологии развития

организационные методы\-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей. Эмпиричисеские методы. Наблюдение-сплошное и выборочное. Самонаблюдение. Психодиагностические (тесты, опросники)

Эксперимент

Биографические методы

Анализ процессов продуктов деятельности.

Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.

Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.

Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.

.методы обработки данных:-количественные (статические)-качественные (дифференциация по группам) интерпретационные методы

-Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)

- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: