Личность взрослого человека

Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная активность взрослого человека. Значение активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Притязание на признание в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Притязание на признание в семье. Позитивные достижения и негативные образования личности на фоне притязаний на признание.

Стабилизация половой идентификации взрослых.

Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновенной жизни.

Отношение к правам и обязанностям у взрослых: стабилизация позиции.

Значение ценностных ориентаций и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека.

Проблема экологического сознания взрослого. Особенности национального самосознания взрослых. Стереотипы, новое мышление и личность взрослого. Взрослый человек как зрелая личность. Взрослый как консерватор. Взрослый как конформист. Специфика возрастных кризисов взрослых. Эскапизм взрослых. Одиночество.

Способна к саморазвитию. Акме – вершина в развитии. Может быть локальным – в пределах одной деятельности, или широким – охватывает большой спектр. Личностное акме – одно из важнейших составляющих вершин зрелости. Основа – духовно-нравственные ценности, кот человек готов отстаивать.

Цельность человека как личности определяется гармоничностью к разным сторонам действительности (прош и буд)., к близким и далеким людям, доминирование тех или иных ценностей.

Бернард Ливехуд. Он четко развел понятия рост и развитие. Под ростом понимают изменение одной или нескольких функциональных структур внутри какой-либо системы, при этом обязательно должно присутствовать изменение численности, либо величины, либо и того и другого. Когда мы говорим о личности, мы не имеем права использовать понятие роста, мы используем понятие развития. Развитие – это такой вид роста, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.

Ливехуд выделил в развитии человека биологическое развитие, которое рассматривалось в полярности подъема и упадка, и психическое развитие, которое осуществляется в полярности экстраверсии и интроверсии. + духовное развитие осуществляется в полярности творческого начала и мудрости (творчество и мудрость не могут идти параллельно, но при этом они не являются противоположностями).

Периодизация Ливехуда.

От 16 – 17 до 20 – 21 (Юность). В этот период продолжается пробуждение личности. Нахождение собственного пути в отличии от других. Человек определяется в том. Что он хочет и чего он может. Задача: эмансипация от родительского дома, достижение интеллектуальной зрелости, достижение общей социальной зрелости, обучение проведения своего собственного свободного времени).

21 – 30 (первая фаза взрослости). В личности исчезают сомнения, появляется положительная самооценка и самоощущение. Появляется стремление человека к экспансии (какое место будет занимать, как будет одет, то есть проявляет себя в социуме), создание своего собственного стиля жизни, как правило совместно с кем-то.

30 – 35 (организационная фаза). Уменьшение спонтанности, могут начать проявляться жизненные трудности. Которые человек вынужден решать самостоятельно.

35 – 40 (кризисный период). Кризис ценностей. Возможное проявление страхов и сомнений, возможность принятия иллюзорных решений.

40 – 50 (Период резкого биологического спада). Постепенное окончание репродуктивной фазы у женщин, уменьшение биологических сил у мужчин, повышение у мужчин сексуальной потребности и эмоциональной лабильности. Кризис: уходы в карьеру, алкоголь, секс. Человек пытаясь избежать проблем внутриличностных, он приходит к разрешению глобальных проблем. К 50 годам данный кризис ослабевает (и человек выбирает по какому ему пути пойти (I или II). Человек принимает новые социальные статусы.

50 – 60 (Период новой угрозы). Он связан с осознанием ограниченности времени и жизни. Очень ярко проявляется обращение во внутрь себя, усиливается рефлексия. Человек зацикливается на проблемах здоровья, либо погружается в творческую деятельность.

Общение взрослых. Общая характеристика.

Обычно в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин.

Во внутрисемейном общении на взаимодействие родителей с детьми и друг с другом в первую очередь влияют собственные способности устанавливать близкие отношения, а также процесс взросления детей. Возрастную динамику общения в основном определяет последнее. Особенно значимые точки – это поступление ребенка в школу, подростковый кризис, процесс эмоционального отделения подростка от семьи, образование детьми своих семей (их реальное отделение). Наступление отрочества существенно влияет на общение между супругами. Это время становится своеобразной лакмусовой бумажкой. На ней проявляются трудности взаимоотношений, которые по тем или иным причинам скрывались, причем иногда даже от самих себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: