Развитие рефлексии в юношеском возрасте

Рефлексия в юности выполняет большую духовную работу, именно с её помощью совершается самое главное открытие юности - открытие внутреннего мира (Кон, 1982). Развитая рефлексия юноши полифонична: дает возможность и тонко отобразить игру собственных чувств и переживаний, и с холодной логикой просчитать меру искренности чувств кого-то другого по отношению к себе. Рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным.

Рефлексия в социальном контексте конструктивна: она помогает определить собственную позицию по отношению к внешнему миру. В этом возрасте человек сознательно делает выбор своего дальнейшего развития: либо по направлению своего духовного и личностного роста, либо с ориентацией на приоритет материального благополучия. Этот выбор определяет разрыв между молодыми людьми как в сфере ценностных ориентаций, так и в их способности к рефлексии. Богатейший по своему духовному потенциалу возраст может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Как замечает В.С.Мухина, «прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка».

Сензитивный период в развитии рефлексии - подростковый и юношеский возраст - подходит к концу. С годами взрослый человек может прибавлять в мере своей житейской мудрости как форме организации интеллектуального опыта, но не в рефлексивных свойствах своего ума: «автоматического» развития рефлексии не происходит. К тому же, как показывает опыт, юношеская рефлексивная устремленность ума с годами притупляется (как случается, например, с юношескими чувствами).

Эскапизм и аутизм в юности.

Эскапизм – уйти от мира, от реальности (в субкультуру и т.п.) Психологическое обособление, выражающееся в стремлении к «уходу» от контактов в реальной жизни, в желании «бежать». Психологическое обособление – желание сбежать, обособиться из общего, стремление избежать некоторых соц контактов, нежелательного общения. Склонны к эскапизму от реальных отношений в некие пространства, образуемые молодежными группами и субкульурами. Эскапизм может привести юных в секты, в объединения наркоманов и алкоголиков. Эскапизм может затянуть в экстремальные сообщества. Помимо побегов в сообщества, зараженные ритмом и шумом музыки, молодежь ускользает в особые миры эскапистской литературы. Сегодня молодежный эскапизм проявляет себя и в так называемом поле галактик Интернета, где молодежь легко усваивает стилистику общения в поле Сети.

Аутизм. Феномен нормального выбора поведения человека на этапах онтогенеза. Свойственен раннему юношескому возрасту.. Это форма психического обособления, выражающаяся в стремлении к побегу, уходу от контактов с другими людьми. Погружение человека в мир воображения, фантазий.Это всегда стремление создать образы, доставляющие удовольствие, избегание тяжелых мыслей. Такие состояния могут увести человека от реальной жизни, к потере собственной соц активности, соц сензитивности. В аутизме юношества также постоянно присутствуют сексуальные влечения с их многочисленными перверсиями. В юношеском возрасте наряду с идеализацией любовных отношений в аутистическом состоянии могут всплывать сексуальные перверсии из-за неконтролируемых биологических, психологических и социальных факторов.

Социальная ситуация жизни человека в период взрослости.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества, но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной. С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: