Специфика возрастных кризисов взрослых

В развитии взрослых традиционно принято выделять кризис 30 лет и кризис середины жизни, который относят к 40–45 годам. Кроме того, представляется целесообразным и выделение кризиса перехода к старости, т.е. кризиса, соответствующего времени выхода человека на пенсию.

Главная особенность возрастных кризисов взрослых – взаимосвязь с отношением человека к времени жизни и наличие страха будущего как пусковой ситуации. Будущее вызывает тревогу, его образ чаще негативен; прошлое, напротив, эмоционально сильно заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хотелось бы быть моложе, и, как следствие, возникает стремление казаться моложе, поэтому изменения во внешности, которые свидетельствуют об изменении возраста, воспринимаются очень болезненно. Страх будущего далеко не всегда осознается: часто он проецируется на другие аспекты жизни человека – семейные или профессиональные. В основе страха будущего лежит осознание конечности собственного существования и страх смерти, т.е. причина индивидуально-личностная.

Кризис среднего возраста (30 лет) Связан с ожиданиями общества от человека возраста 30 лет.

Появляются: Первый страх сексуальной непривлекательности; Страх что-то не успеть сделать или быть не успешным в чем-то; Желание скрыть возраст; Ревность к более молодому поколению; Понимание того, что юность не вечна, сталкиваются с неизбежностью старения.

На этой стадии происходит первый подсчет жизненных планов и достигнутых результатов. Субъективно кажется, что время ускоряется. Появляется страх не успеть оказаться в нужное время в нужном месте. Появляется грусть, тоска, обеспокоенность, чувство скуки и тоски от жизни.

Переоценка образа жизни, она подогревается появляющейся мудростью. Не все желания соотносятся и могут найти выход в реальной жизни. Это приводит к мудрости. Граница и гармония между ХОЧУ и МОГУ.

Плюсы: Возрастает организованность, самодисциплина; Концентрация усилий вокруг истинных желаний; Повышение уровня образования; Мужчины более ориентированы на профессиональную сферу, женщины – на внутриличностную

Новообразования: семейное отношение; чувство профессиональной компетенции.

 

Кризис середины жизни – десятилетие роковой черты.

В этом периоде возникает некая усталость от жизни. Происходит снижение эмоционального фона. Эмоциональные силы не равны физическим. Появляется стереотипность восприятий. Снижается удовольствие и интерес ко всем событиям. Появляется сожаление по поводу своей никчемности \беспомощности, хотя внешне этому может ничего не способствовать. Переживание человека по поводу прошлого, настоящего и будущего. Люди оценивают прошлое как самое лучшее время в своей жизни. Будущие кажется коротким и не надежным, а прошлое ярким и длинным. Меняются взаимоотношения в семье, начинают раздражать мелкие вещи. Размышление о собственной востребованности, которая сопровождается упреками в адрес своих детей. На подсознательном уровне вызывают у детей чувство вины. Человек в этом возрасте не осознает внутреличностный кризис.

Возникновение кризиса из-за: Вырастают дети; Увеличивается количество поколений; Изменяется ощущение времени, кажется, что оно убыстряет ход; Стереотипность мышления (к этому может привести опыт).

Выход из кризиса: Попытка смены партнера; Смена ближайшего окружения; Попытка смены работы/профессии; Повышение квалификации. Люди начинаю настаивать на нормах, ценностях и т.д. Сами при этом не относятся к ним. Этот кризис может вызвать суицид.

Новообразования: продуктивность во всех сферах жизни, в том числе и в семье.

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Выход на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».

 

Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста.

Ещё славяне отводили старикам угол, отводили свое место, спрашивали совета. Но при этом они вроде как мешали. Старость связана с выходом на пенсию. В отечественной психологии 65-75 пожилой возраст.75-90 старческий возраст, после 90-долгожительство

Кризис связан: с выходом на пенсию, потерей проф.идентичности; с принятием нового возрастного статуса.

Общество уже ничего не ждет от старого человека: он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью и.т.п.

Психологическое пространство личности(права и обязанности).

Идея-«мне все должны», если это деструктивная стратегия (сохранение себя как индивида). А если конструктивная стратегия (сохранение себя как личности), то идет гармония прав и обязанностей. Старик чувствует себя обязанным перед обществом, появляется ответственность за человечество. Она останавливает личностный рост и личностное развитие. Важен баланс между правами и обязанностями. Права должны переходить в эмоционально-нравственную сферу. 

Идея отчужденности личности в старости. Человек отчуждаясь, боится пустить кого-то к себе в оболочку. Это защитный механизм, неадекватная компенсация чувства неполноценности(Адлер). Сначала общество отчуждается от них потом они от общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: