Общие положения о договоре перевозки

Автомобильная перевозка.

На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:

а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);

б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50км включительно);

в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км);

г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации);

д) международные.

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные.

При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отпра­вителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом – станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям.

При децентрализованных перевозках автотранспортная организация за­ключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы – отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной на­кладной, которая является формой договора и выполняет те же функ­ции, что и железнодорожная накладная.

При изучении договоров, предметом которых являются услуги по перевозке груза, пассажира, багажа, не следует ограничиваться анализом статей ГК РФ, так как по перевозке ГК РФ содержит лишь основные нормы о договорах перевозки (ст.784-800 ГК РФ). Подробное регулирование перевозок различными видами транспорта осуществляется транспортными уставами и ГК РФами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок. Поэтому, после изучения общих положений о договорах перевозки, при котором следует обратить внимание на соотношение понятий участники перевозки и стороны в договоре перевозки, усвоить, каков статус перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя в договоре, как между ними распределяются права и обязанности, а также ответственность, необходимо обратиться к специальным гражданско-правовым нормам.

Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и ГК РФами утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются в периодических сборниках правил перевозок и тарифов (издаются для железнодорожного и морского транспорта), а также в виде сборников таких правил, которые иногда именуются тарифами или тарифными руководствами.

Правила перевозок являются важным источником транспортного права. В развитие и дополнение транспортных уставов и ГК РФов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа.

Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы транспортного права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание вида отправки, скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно - технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.

В гл. 40 нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций как международные договоры имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК РФ и транспортных уставов и ГК РФов.

Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ подчинены особому режиму. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их ранее применявшимися транспортными документами внутреннего сообщения.

Договор перевозки груза - основание возникновения обязательства по перевозке. По такому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

К числу договоров об организации перевозки относятся навигационные договоры – на морском и речном транспорте; специальные договоры – на воздушном транспорте; годовые договоры – на автомобильном транспорте. Между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Однако основной договор, опосредующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде по модели реального договора. Данный договор является также взаимным, возмездным и носит публичный характер. Условия договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – в накладной; на морском транспорте – в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и другими письменными документами. При железнодорожных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей сведения накладной, и выдача отправителю грузовой квитанции о приеме груза к перевозке. Следует также иметь в виду, что при водных и воздушных перевозках применяется так называемый договор фрахтования (чартер); порядок его заключения и основные условия определены в КТМ РФ и ВК РФ. При изучении договора морской перевозки груза необходимо обратить внимание на Инкотермс (в ред. 2000 года). Следует учесть особенности перевозки груза в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФом).

Легко заметить, что фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения по сравнению с предыдущим законодательством. Проводимая в России приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного, где по-прежнему сохраняются государственные железные дороги) частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 ГК РФ.

Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной деятельности.

Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и другими письменными документами, помимо названных в п. 2, особенно в случаях их дефектов и утраты. При железнодорожных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей сведения накладной, и выдача отправителю грузовой квитанции о приеме груза к перевозке.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Изучая договор перевозки пассажира и багажа, надо обратить внимание на то, что данный договор – взаимный, возмездный, публичный и консенсуальный. Последнее означает, что после приобретения билета договор считается заключенным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК РФ, транспортными уставами и ГК РФами, а также действующими на всех видах транспорта общего пользования Правилами перевозки пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и изданные в соответствии с ним иные правовые акты.

Добавим, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров определяется не правилами о договоре перевозки, а нормами деликтного права. Кроме того, законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ).

Договор перевозки багажа – взаимный, возмездный, реальный и публичный. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции. Следует обратить внимание, что в отличие от перевозки груза ГК РФ не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам пассажиров и багажа.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и ГК РФами.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или ГК РФом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

В статье 787 ГК РФ говорится о еще одном специальном виде перевозки- фрахтовании (чартере).

Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера, выработанных в рамках международных неправительственных морских организаций. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и ГК РФами.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя признаками: а) участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; б) составление на перевозку одного (единого) транспортного документа.

В этом случае возникают дополнительные транспортно - правовые вопросы, связанные с особенностями условий таких перевозок и организацией взаимоотношений соперевозчиков различных видов транспорта.

В ст. 788 предусматривается принятие специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В настоящее время такие перевозки регламентируются нормами, содержащимися в ТУЖД РФ 1998 года, ВК РФ 1995 года, КТМ РФ 1999 года. УАТ РСФСР также содержит подобные нормы (ст. 105 - 123). Сохраняют свое значение также некоторые правила смешанных перевозок грузов, утвержденные транспортными министерствами.

Положения гл. 40 ГК РФ не исключают их применение к городскому транспорту (трамваи, автобусы, троллейбусы, метрополитен), условия перевозок на котором определяются правилами, утвержденными органами исполнительной власти соответствующих городов. В настоящее время действуют соответствующие правила, утвержденные до 1 января 1995 г. В дальнейшем гражданско - правовые нормы об условиях перевозок в таких правилах содержаться не могут, поскольку регулирование гражданско - правовых отношений находится в ведении РФ (ст. 3 ГК РФ) и должно основываться на правилах гл. 40 ГК РФ.

Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ ГЗ и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789. Главные его особенности - наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. Таким образом, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК РФ).

В статье 790 ГК РФ названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2), другие перевозки - по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п. 1). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.

Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом таких монополий (ст. 4 Закона) и в отношении него допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона). Другие виды транспорта к естественным монополиям не отнесены.

С введением в действие ГК РФ для перевозчиков общего пользования (ст. 789), в силу п. 2 ст. 790, плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и ГК РФами. Это не исключает, однако, принятия по данному вопросу иных законодательных актов, определяющих основы ценовой политики в РФ (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ, устанавливающей круг ведения РФ).

На железнодорожном транспорте договорные тарифы могут устанавливаться соглашением сторон по просьбе клиента только на работы и услуги, не являющиеся обязанностью железных дорог.

Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза определены в статье 791 ГК России. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и ГК РФами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и ГК РФами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Таким образом, результатом сравнительного анализа договоров перевозки различными видами транспорта должно быть усвоение особенностей порядка оформления договоров, провозных документов, прав и обязанностей, а также ответственности сторон.

В отличие от других глав ГК РФ, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско - правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, глава 40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ осуществляется транспортными уставами и ГК РФами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозка почты, которая имеет значительные особенности, в гл. 40 ГК РФ не упоминается. Поэтому почтовая перевозка должна регулироваться нормами соответствующих транспортных уставов и ГК РФов и издаваемыми в их развитие специальными правилами перевозки почты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: