Преобразования Павла I и их оценка

  Административная реформа

Павел I активно приступил к реализации финансовой реформы, желая повысить курс рубля и уменьшить дефицит. Однако ряд предпринятых им мер все же не мог уменьшить денежный дефицит России.

Реформирование коснулось государственных органов управления, судопроизводства, образования, гражданского права. Многие начинания имели, действительно, прогрессивный характер, как, например, сокращение барщины для крепостных крестьян до трех дней и право крестьян подавать жалобы на своих помещиков. Однако законотворчество тормозилось бюрократическими проволочками чиновников и их крайней неисполнительностью.

Среди реформ монарха важное место заняли проекты, направленные на усовершенствование системы аппарата государственного управления: он вернул к работе созданный при Екатерине II, но временно распущенный государственный Совет и расширил его состав до 17 человек (изначально Совет насчитывал только 7 членов).

С увеличением вопросов государственной важности, требующих решения в 1796 году был расширен Сенат и введены новые правила организации делопроизводства.

Реформированию был подвергнут Сенат. 13 декабря 1796 г. император Павел I утвердил новое положение о Сенате. Согласно принятому закону увеличивалось число департаментов, почти вдвое выросла численность сенаторов (с 46 до 90) и втрое (с 272 до 782) сотрудников Сената, вводились также новые правила и формы делопроизводства. Эти мероприятия оказались своевременными и полезными. К началу 1801 г. Сенат почти закончил рассмотрение всех нерешённых дел, в связи с чем император наполовину сократил численность сенаторов. Из компетенции Сената было исключено военное управление, но расширены его функции в сфере государственно-правового и контрольно-ревизорского управления.

Сенату поручалось составление некоторых законопроектов, участие в подготовке и проведении нового административного деления и губернского устройства, решение дел по дворянскому и местному самоуправлению, разработка вопросов, связанных с таможней, торговлей, улучшением промыслов, фабрик и заводов, наблюдение за безопасностью и благосостоянием народа, за положением сословий и т.д.

На смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената. Павлом был разработан план учреждения семи министерств - юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлён после его смерти.

Важным направлением своей деятельности Павел I видел установление законности и порядка. Император реформировал прокуратуру, превратил её в основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными, личного состава армии и флота, государственных чиновников делами. Он расширял полномочия генерал-прокуроров.

Если после реформы 1708 года территория России была разделена на 8 губерний, то к началу правления Екатерины II насчитывалось уже 16 губерний. Увеличение числа губерний было связано как с присоединением новых земель, так и с выделением их из состава прежних губерний, с разукрупнением. Так, «после первого раздела Польши в 1772 году были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская». К началу реформы 1775 года в стране были «23 губернии, 65 провинций и 276 уездов». Губернии были обширными, неоднородными по размеру территории и численности населения.

Появился новый институт наместничества - наместник (Государев наместник) или генерал-губернатор, сановник, назначаемый лично Императрицей и подотчетный лично ей, наделялся особыми, верховными полномочиями в управлении наместничествами, главным образом, функцией надзора за местным управлением.

Наместничества в некоторых случаях объединяли несколько губерний, иногда территориально совпадали с губерниями, в некоторых случаях объединяли губернии и некоторые области соседних губерний. Наименования губерний и наместничеств часто не совпадали, особенно в отношении окраинных территорий.

Основной задачей реформы административного деления императора Павла I было добиться хорошей управляемости страны.

Окраинным областям (например, Выборгской губернии, Малороссии и др.) были возвращена традиционная система управления.

Были учреждены военные губернаторства в столице и Москве и упразднена часть наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли излишнюю самостоятельность.

Император Павел I стремился к выстраиванию четкой вертикальной монархической иерархии, и наместничества были «лишней административной надстройкой» в системе власти.

Административно-территориальная реформа Императора Павла I была также тесно связана с военной реформой и удобством осуществления полицейского контроля.

Эта реформа стала последовательным шагом на пути к укреплению центральной власти в государстве. Так, в ходе нее были восстановлены некоторые из коллегий, которые упразднила Екатерина II, создан департамент водных коммуникаций, основано Государственное казначейство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: