Рабочая тетрадь
«Введение в биологию»
учени 5 класса
Чебаково
Посвящается светлой памяти моего учителя профессора Николая Николаевича Рунова
Предисловие
Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 – 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) – М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса.
Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения.
|
|
В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ.
А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс – п.
Чебаково, 2014г
При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников:
1. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию – М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь)
2. С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь)
3. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г
Условные обозначения в тетради
- |
выучи и запомни
выполни лабораторную или практическую работу
Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение»
Урок 1 « Что такое живой организм»
Задание 1. Допишите определения:
Природа – это ……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………
……….………………………………………………………………………………
Живой организм – это ……………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Обмен веществ – это ……………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………
Раздражимость – это …………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Рост – это ………………………………………………………………………….
|
|
……………………………………………………………………………………….
Размножение – это ………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Живые Примеры: Признаки: |
Неживые Примеры: облака, Признаки: |
Природные объекты |
Задание 3. Любое живое существо – это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам?
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
Задание 4. Подберите и запишите примеры, подтверждающие взаимосвязь неживой и живой природы. Например, опишите сезонные изменения, происходящие в жизни животных и растений
Урок 2 «Наука о живой природе»
Задание 1. Допишите определения
Биология – это ………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..... Ботаника - ………………………………………………………………………… Зоология - ………………………………………………………………………….. Микология - ……………………………………………………………………….. Микробиология - …………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………. Энтомология - ……………………………………………………………………. Орнитология - ……………………………………………………………………. Анатомия - ……………………………………………………………………….. Физиология - ……………………………………………………………………… Задание 2. Для чего человек изучает природу?
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………… Задание 3. Рассмотрите рисунки. Подпишите название наук, которые изучают данные объекты. Раскрасьте рисунки
Урок 3 «Методы изучения природы»
Задание 1. Допишите определения и термины
Метод – это ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………
Наблюдение – это …………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Эксперимент – это ……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Измерение – это …………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Лабораторная работа №1
«Измерение массы тела взвешиванием»
Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»
Ход работы
1. Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке
1 - …………………………..
2 - …………………………..
3 - …………………………..
4 - …………………………..
5 - …………………………..
6 - …………………………..
2. Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму
3. Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги
4. Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
№ п/п | Тело | Масса в граммах |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
Выводы: …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
|
|
Урок 4 «Увеличительные приборы» Лабораторная работа №2
«Световой микроскоп и правила работы с ним»
Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»
Ход работы
1. Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части
2. Заполните таблицу
№ | Название части микроскопа | Назначение части микроскопа |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
3. Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом
4. Подготовьте микроскоп к работе
5. Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
6.
Зарисуйте то, что увидели
Выводы: ……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Урок 5 «Живые клетки»
Задание 1. Допишите определения и термины
Клетка - …………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Митохондрии - …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Лизосомы - ………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Хлоропласты - …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Подпишите части клетки
1 - ………………………………..
2. - ……………………………….
3. - ……………………………….
4. - ……………………………….
Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток