Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение»

Рабочая тетрадь

«Введение в биологию»

учени    5 класса

 


 

Чебаково


Посвящается светлой памяти моего учителя профессора Николая Николаевича Рунова

 



Предисловие

Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 – 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) – М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса.

Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения.

В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ.

А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс – п.

Чебаково, 2014г

При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников:

1. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию – М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь)

2. С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь)

3. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г

 

Условные обозначения в тетради

-
 - проектное задание или домашний эксперимент

 

выучи и запомни

 

выполни лабораторную или практическую работу



Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение»

Урок 1 « Что такое живой организм»

Задание 1. Допишите определения:

Природа – это ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………

……….………………………………………………………………………………

Живой организм – это ……………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………….

Обмен веществ – это ……………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………

Раздражимость – это …………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Рост – это ………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Размножение – это ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………….

Живые Примеры:                                Признаки:                         
Задание 2. Дополните схему

Неживые Примеры: облака,                  Признаки:                         
Природные объекты

Задание 3. Любое живое существо – это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам?

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

Задание 4. Подберите и запишите примеры, подтверждающие взаимосвязь неживой и живой природы. Например, опишите сезонные изменения, происходящие в жизни животных и растений


 

 


Урок 2 «Наука о живой природе»

Задание 1. Допишите определения

Биология – это ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..... Ботаника - ………………………………………………………………………… Зоология - ………………………………………………………………………….. Микология - ……………………………………………………………………….. Микробиология - …………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………. Энтомология - ……………………………………………………………………. Орнитология - ……………………………………………………………………. Анатомия - ……………………………………………………………………….. Физиология - ……………………………………………………………………… Задание 2. Для чего человек изучает природу?

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………


……………………………………………………………………………………… Задание 3.   Рассмотрите рисунки. Подпишите название наук,           которые изучают данные объекты. Раскрасьте рисунки

 


 

 



Урок 3 «Методы изучения природы»

Задание 1. Допишите определения и термины

Метод – это ……………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

Наблюдение – это …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Эксперимент – это ……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Измерение – это …………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

Лабораторная работа №1

«Измерение массы тела взвешиванием»

Цель работы:   «научиться пользоваться рычажными весами              и определить массу тел взвешиванием»






Ход работы

1. Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке

 

1 - …………………………..

2 - …………………………..

3 - …………………………..

4 - …………………………..

5 - …………………………..

6 - …………………………..

 

 

2. Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму

3. Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги

4. Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:

№ п/п Тело Масса в граммах
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    

Выводы: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….


Урок 4 «Увеличительные приборы»                  Лабораторная работа №2

«Световой микроскоп и правила работы с ним»

Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»


Ход работы

1. Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите                  и подпишите на рисунке его части

2. Заполните таблицу

Название части микроскопа Назначение части микроскопа
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    

3. Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом

4. Подготовьте микроскоп к работе

5. Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты

6.
Зарисуйте то, что увидели

Выводы: ……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………


Урок 5 «Живые клетки»

Задание 1. Допишите определения и термины

Клетка - …………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Митохондрии - …………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Лизосомы - ………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

Хлоропласты - …………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Задание 2. Подпишите части клетки

 

 

1 - ………………………………..

 

2. - ……………………………….

 

3. - ……………………………….

 

4. - ……………………………….

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток

                                   

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: