64. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство
— один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспери-ментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весь-ма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представля-ет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
|
|
1) | культура | 2) | группа | 3) | действительность |
4) | искусство | 5) | общество | 6) | результат |
7) | познание | 8) | образ | 9) | система |
65. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выбе-рите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место про-пусков.
«___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряют-ся единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется
___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и не-гативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становле-ние ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
1) | диалог культур | 2) | разделение труда | 3) | общество | |
4) | глобализация | 5) | противоречивый | 6) | массовая культура | |
7) | сельское хозяй- | 8) | информационное | 9) | компьютер | |
ство | ||||||
66. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
|
|
«Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают
перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уров-ня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа…
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают цен-тральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и
__________ (Г) в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через насто-
ящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает чело-веку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) | культура | 2) | вопросы | 3) | время | |
4) | художественное | 5) | общество | 6) | техника | |
творчество | ||||||
7) | жизненный кризис | 8) | субъекты | 9) | истинность |
67. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использо-вано только один раз.
«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования
__________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфиче-
ски социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся
организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом форми-рующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных
условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-ни-будь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции
__________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуля-
ции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком органи-зационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому,
что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответ-
ствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) | карательные органы | 2) | общественные отноше- | 3) | свобода человека | |
ния | ||||||
4) | поведение людей | 5) индивид | 6) | социальные нормы | ||
7) | представления о добре | 8) | естественно-природные | 9) | эстетика | |
регуляторы | ||||||
68. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и
__________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком
смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к при-меру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искус-ства». Мы назовем __________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом
|
|
(произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек
сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________ (Е), а другие
люди заражаются его эмоциями и переживают их».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть исполь-зовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя сло-вами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) | понятие | 2) | производство | 3) | деятельность | |
4) | художественное | 5) | культура | 6) | человек | |
творчество | ||||||
7) | чувство | 8) | искусство | 9) | субъективность |
69. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем,
на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и
_______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание миро-
воззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В каче-
стве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение яв-
ляется ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — суще-ственный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), обще-
ственного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, воз-никший с появлением человеческого общества.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
|
|
1) | предметы | 2) | субъект | 3) | социальная группа |
4) | жизненные позиции | 5) | человек | 6) | рассудок |
7) | способности | 8) | представления | 9) | основной вопрос |
70. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Поскольку _______(А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизво-
дит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой_________(Б). В резуль-
тате усвоения_____________(В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование
личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к_______(Г) культуры. О том, насколько важна культура для
функционирования индивида и ______(Д), можно судить по поведению людей, не охваченных со-
циализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными_________(Е) с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обра-тите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: | |||||
1) | культура | 2) | ценности | 3) | цивилизация |
4) | поведение | 5) | социализация | 6) | общение |
7) | порядок | 8) | гибель | 9) | общество |
71. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие________(А). К основным ______(Б) и ценностям
относятся: доброта, чувство долга,________(В), справедливость и т. п. Ориентируясь на них, мы
даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с ________(Г) являются основными регуляторами поведения людей в
обществе. Мораль — это, прежде всего,__________(Д) поведения человека, основанный на его воле,
долге, совести.
Она присуща не только отдельным личностям, но и________(Е), которое также оперирует кате-
гориями морали, даёт моральные оценки».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обра-тите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: | |||||
1) | моральные категории | 2) | производство | 3) | порицание |
4) | активность | 5) | совесть | 6) | внутренний регулятор |
7) | польза | 8) | общественное мнение | 9) | право |
72. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В самом широком смысле культура — это процесс и продукт______(А) общества. Культура как
__________(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основопола-
гающие принципы, образцы, _______(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характер-
ны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных________(Г) развития общества. Тогда индивид выступает в роли свя-
зующего звена различных элементов социума. Вне культурной среды невозможны ни межличност-ное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).
Широко распространённое разделение на материальную и духовную культуру при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою _________(Е). Культура есть неразрывное единство материаль-ной и идеальной, субъективной и объективной сторон».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обра-тите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) | общественный прогресс | 2) | потребление | 3) | социализация |
4) | нормы | 5) | противоречивость | 6) | система |
7) | общество | 8) | этапы | 9) | деятельность |
73. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагае-мого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного
сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б),
она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, матери-альную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты исто-
рии, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод — т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат обществен-ного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных
её задач — удовлетворение общественных_______(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть ис-пользовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: | |||||
1) | способ | 2) | культура | 3) | цель |
4) | деятельность | 5) | мировоззрение | 6) | познание |
7) | способности | 8) | потребности | 9) | предмет |
74. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
К числу приоритетных задач образования относится формирование у подрастающего поколения
________(А) картины мира, которая отразила бы ________(Б) действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир – это прежде всего ________(В) и демократизация межчеловеческих от-ношений. Это новые формы ________(Г), новые формы контактов между людьми. Общество, нахо-дящееся в постоянном развитии, через ________(Д) выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и ________(Е) нового ХХI в.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обра-тите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образование
2) навык
3) общение
4) противоречие
5) объективный
6) международный
7) субъективный
8) научный
9) гуманизация