На Луне́ жил звездочёт.
Он плане́там вёл учёт:
Мерку́рий – раз,
Вене́ра – два-с,
Три – Земля́,
Четы́ре – Марс,
Пять – Юпи́тер,
Шесть – Сату́рн,
Семь – Ура́н,
Во́семь – Непту́н,
Де́вять – да́льше всех Плуто́н,
Кто не ви́дит – вы́йди вон!
(Я. Аким)
Выпиши со стихотворения названия планет в порядке убывания от Солнца
2.Упр 2,стр 60
Прочитай текст
Соста́вьте «то́лстые» вопро́сы к вы́бранному те́ксту и запишите их в тетради.
1) Мерку́рий – са́мая ма́ленькая плане́та. Она́ нахо́дится бли́же всего́ к Со́лнцу. И всё вре́мя повора́чивается к Со́лнцу одно́й стороно́й. Поэ́тому на одно́й стороне́ Мерку́рия о́чень жа́рко, а на друго́й – о́чень хо́лодно.
2) Вене́ра – втора́я плане́та от Со́лнца. На ней, как и на Земле́, есть атмосфе́ра. И э́та атмосфе́ра состои́т в основно́м из углеки́слого га́за. Поэ́тому дыша́ть на Вене́ре невозмо́жно, а на пове́рхности о́чень-о́чень жарко.
|
|
3) Марс – кра́сная ма́ленькая плане́та. Это четвёртая по счёту плане́та. На ней почти́ нет кислоро́да и воды́. Мно́го лет наза́д на плане́те могли́ быть ре́ки, моря́ и океа́ны. Пото́м что-то случи́лось, и вода́ исче́зла. А учёные продолжа́ют иска́ть.
4) Юпи́тер – са́мая больша́я, пя́тая плане́та. Юпи́тер состои́т из га́за. Его́ называ́ют га́зовый гига́нт. На его́ пове́рхности постоя́нно происхо́дят бу́ри и ви́хри, а сама́ плане́та о́чень бы́стро враща́ется вокру́г свое́й оси́, как волчо́к.
5) Сату́рн – краси́вая и необы́чная плане́та. Она́ шеста́я от Со́лнца. Вокру́г плане́ты есть кольцо́, которо́е мо́жно уви́деть с Земли́ в телеско́п. Вы́глядит кольцо́, как диск. Но э́то не сплошно́й диск, а ты́сячи-ты́сячи ме́лких камне́й и пы́ли.
6) Ура́н – таи́нственная плане́та. Она́ седьма́я по счёту. Ура́н по непоня́тным причи́нам лежи́т на боку́ и враща́ется совсе́м не так, как други́е плане́ты. У Ура́на необы́чный си́ний цвет.
7) Непту́н – ледяна́я плане́та. Она́ восьма́я. Нахо́дится о́чень далеко́ от Со́лнца. Со́лнечные лучи́ почти́ не достига́ют пове́рхности э́той плане́ты. На Непту́не ду́ют сильне́йшие ветра́. Здесь о́чень холо́дно, поэ́тому всё превраща́ется в лёд.
8) Плуто́н когда́-то был девя́той по счёту плане́той, входи́л в Со́лнечную систе́му. Она́ о́чень ма́ленькая, и её тепе́рь называ́ют ка́рликовой плане́той.
|
|
3. Выпишите выделенные предложения из 2 задания и составьте схему к последнему предлолжению.
Задание на дом
Выучить наизусть считалочку на стр 60
Упр 4,стр 61.
Составьте словосочетания по образцу
На пе́рвой плане́те, на пе́рвом спу́тнике, у второ́го окна́
На (1) пе́рвый плане́та
За (2) второ́й спу́тник
У (5) пя́тый окно́
Разработчик: Абдигулова А. Е.,учитель русского языка и литературы ШЛ 163
при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г.Алматы
План самостоятельной работы учащихся 4 класса по русскому языку
IV четверть
Номер урока: 59
Раздел 7. Путешествие в космос
Тема: «Планета Земля»
Цель: Ты будешь отвечать на вопросы, сравнивать информацию различных источников, в тексте находить сложные предложения, составлять кластер.
1. Работа с учебником
Упр 1,стр 58
Прочитай и озагла́вь текст. Ответь на вопросы
Э́та голуба́я плане́та, тре́тья по счёту от Со́лнца, – наш о́бщий дом. Здесь мы живём: лю́ди, живо́тные, ры́бы, пти́цы – все под одно́й кры́шей. Кры́ша на́шей плане́ты состои́т из атмосфе́ры, в кото́рой огро́мное коли́чество кислоро́да, необходи́мого для жи́зни. Тут мы строи́м наш мир, пи́шем исто́рию и отсю́да наблюда́ем за други́ми плане́тами и звёздами. У плане́ты Земля́ есть ма́ленькая подру́жка – Луна́, кото́рая явля́ется её спу́тником.
✓ Объясни́ значе́ние сло́ва «спутник».
✓ Как ты ду́маешь, почему́ Зе́млю называ́ют голубо́й плане́той?
2.Упр 2,стр 62
Закончи предложение
Моде́ль: Лягу́шки живу́т … (боло́то). – Лягу́шки живу́т в боло́те.
Морко́вь растёт … (гря́дка).
Спу́тник полете́л …(ко́смос).
Подсне́жник расцвёл … (лес).
✓ Зада́й вопро́с к имена́м существи́тельным.
Работа с теоретическим материалом
Запомни!
Е́сли глаго́л отвеча́ет на вопро́сы что де́лает? что сде́лает? что де́лают? или что сде́лают?, то пи́шется без ь – -тся. Е́сли глаго́л отвеча́ет на вопро́сы что де́лать? что сде́лать?, то пишется с ь – -ться.