Лабораторная работа №_____
Тема: Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди. Качественная реакция на крахмал.
Цель работы: Изучить качественные реакции на углеводы.
Оборудование: Пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, горелка.
Реактивы: растворы гидроксида натрия (NaOH) и сульфата меди (CuSO4), глюкозы (C6H12O6), сахарозы (C12H22O11), аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O), спиртовый раствор йода (J2), раствор крахмала, кусочек белого хлеба, ломтик сырого картофеля
Пояснение к работе:
Глюкоза, сахароза и крахмал относятся к классу углеводов. Глюкоза – моносахарид, её молекулярная формула - C6H12O6
В структуре молекулы глюкозы присутствуют альдегидная группа и
Альфа – форма глюкозы: |
пять гидроксильных групп - ОН, может существовать в альдегидной форме, а также в циклической:
Бета – форма глюкозы: |
Альдегидная форма глюкозы: |
Поэтому глюкоза в реакциях проявляет свойства и альдегидов, и многоатомных спиртов:
а) Реакция с аммиачным раствором оксида серебра:
|
|
б) Реакция с гидроксидом меди:
Сахароза – природный дисахарид, состоит из остатков глюкозы и фруктозы:
Ход выполнения работы
Запишите описание опыта, наблюдения, запишите уравнения реакций, объясните результаты опытов. Оформите отчет о работе в таблице:
9см 6см 14см(на ширину страницы)
Описание опыта (Что делали?) | Наблюдение (Что видим?) | Уравнения реакций, объяснение. |
Опыт 1. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу:
А) Получаем гидроксид меди: в пробирку налить 1 мл раствора гидроксида натрия и 1 мл раствора сульфата меди
- наблюдаем образование голубого осадка гидроксида меди (II),
К полученному осадку прилить 1 мл раствора глюкозы.
- осадок сразу растворяется и раствор окрашивается в ярко-синий цвет: происходит качественная реакция на многоатомные спирты, значит глюкоза- это многоатомный спирт
В пробирку к полученному ярко-синему раствору прилить немного воды, нагреть пробирку так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора.
- наблюдаем образование желто-красного осадка
Желто-красную окраску имеют соединения одновалентной меди, значит после нагревания образовались оксид меди(I) и гидроксид меди (I). Это качественная реакция на альдегидную группу, значит глюкоза проявляет свойства альдегидов
https://www.youtube.com/watch?v=ougjhcqBjMU
Б) Опыт повторить с раствором сахарозы
https://www.youtube.com/watch?v=riICIO_wDpM
|
|
Опыт 2. Реакция «серебряного зеркала» с глюкозой
В пробирку налить 1 мл раствора глюкозы, добавить аммиачный раствор оксида серебра. Пробирку нагреть на водяной бане.
- наблюдаем осаждение серебра на дне и стенках пробирки.
Объяснить появление «зеркального» слоя на стенках пробирки (какие свойства проявляет глюкоза в этом опыте?)
https://www.youtube.com/watch?v=746oItQzF-w