Крах Непобедимой армады


В 1585 году английская королева вновь призвала Дрейка на службу. Отношения с Испанией ухудшились, и требовалась показательная акция для устрашения несговорчивых испанцев. На этот раз к берегам Америки отправлялась целая эскадра, в которую входил 21 корабль. Лучшие капитаны Англии и 2300 солдат отдали под начало сэра Фрэнсиса Дрейка. По дороге англичане разграбили испанский город Виго, жители которого оставили свои дома и бежали, лишь только прослышав о приближении кораблей грозного корсара.

Дальнейший путь эскадры лежал в Карибское море. На острове Сен-Китс остановились на отдых. Здесь же отпраздновали Рождество. Дрейк рассказал капитанам, какую цель поставила перед ними королева. Корсарам предстояло совершить то, на что до сих пор не осмеливался ни один пират в мире — захватить столицу испанской Америки — Санто-Доминго!
Многие капитаны сочли затею Дрейка чистой воды безумством. Они прекрасно знали о крепких стенах, окружавших город, и грозных пушечных батареях, охранявших вход в гавань. Но, с другой стороны, они понимали, что в случае успеха их ждет такое богатство, которое позволит жить безбедно до конца их дней. В Санто-Доминго скапливались сокровища со всей Вест-Индии. Многие дома в городе в подражание античным храмам были сооружены из белого камня и мрамора. Наконец, в Санто-Доминго находилась усыпальница Христофора Колумба.

Но Дрейк был опытным тактиком. Он рассчитал все свои шансы и решил добиться успеха с помощью старых знакомых — маронов. Пожалуй, никто так хорошо не знал окрестностей, как они.
Утро нового, 1586 года испанский гарнизон Санто-Доминго встретил в тревожном ожидании. На рейде маячило множество кораблей под английскими флагами. Противник отлично знал расположение пушек на батареях и поставил свои суда на таком расстоянии, что ядра с берега не долетали до них.

Целый день испанцы ожидали нападения, но оно так и не последовало. Однако, как только стемнело, сэр Фрэнсис отдал приказ спускать на воду шлюпки и пинассы. Отряд в тысячу человек он возглавил лично. Высадке никто не препятствовал — постарались мароны, перебив береговую стражу. С восходом солнца англичане начали штурм города. С моря артиллерийским огнем их поддерживали корабли. Солдаты ворвались в город и даже укрепили английский флаг на рыночной площади. Но ожидаемого богатства не оказалось — все драгоценности были надежно спрятаны.

Дрейк решил не терять времени и покинул город. Он получил сообщение, что на выручку Санто-Доминго спешит мощный испанский флот. Сэр Фрэнсис решил напасть на другой богатый город Вест-Индии — Картахену. И вновь ему помогли мароны, в деталях описав расположение городских укреплений. Картахена оборонялась два дня, но все же пала. В этот раз «улов» Дрейка был богаче — испанцы заплатили ему 110 тысяч дукатов выкупа.

В Европе назревала новая война между Испанией и Англией. Испанский король Филипп П пришел в ярость, узнав о «подвигах» Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индии. Он уже давно вынашивал планы нападения на Англию. Снаряжалась огромная эскадра для высадки десанта на Британские острова. Пиратские набеги Дрейка заставили его поторопиться с осуществлением своей затеи.
Королева Елизавета решила опередить своего венценосного противника и нанести удар первой. Следовало не дать испанскому флоту объединиться в единый кулак. Для выполнения этого задания Фрэнсис Дрейк подходил как никто другой.

Разведчики доносили, что большая часть испанского флота сосредоточена в порту Кадис. Именно туда отправился Дрейк во главе эскадры из 30 кораблей. Его появление на рейде Кадиса стало для испанцев полной неожиданностью. Галионы, стоявшие на якорях, не имели возможности даже сопротивляться. В считанные минуты Дрейк потопил корабль водоизмещением в тысячу тонн. Его корабли делали в гавани что хотели. Их не испугала атака десяти галер, предпринятая испанским капитаном Педро де Асиньи. Английские корабли методично расстреливали испанцев. Около тридцати судов нашли свою могилу на дне моря. На внутреннем рейде был сожжен самый крупный галион испанцев — флагманский корабль маркиза Санта-Крус.

После уничтожения флота в Кадисе эскадра Дрейка направилась к мысу Сен-Висенти. Это была крайняя юго-западная точка Пиренейского полуострова. Все корабли, шедшие на север, неминуемо должны были пройти мимо него. Дрейк дерзко напал на замок Сагриш, расположенный на мысе, и взял его. После этого он отправился в Лиссабон, где находилась другая часть будущей Непобедимой армады. Его визит оказался таким же сюрпризом, как и нападение на Кадис. Лишь внезапно переменившийся ветер помешал Дрейку войти в гавань и уничтожить испанские корабли.
Еще некоторое время корсары кружили вокруг мыса Сан-Висенти. Англичане ограбили более полусотни рыбацких лодок, занимавшихся ловлей тунца. Сорок торговых судов, которые везли в Испанию корабельные доски, не дошли до конечного пункта и были потоплены корсарами.

Но венцом этого похода Дрейка стал захват каракки «Сан-Фелипе». Огромный корабль возвращался из португальских колоний в Индии. На борту его находились пряности, слоновая кость и богатые ткани, а также множество сундуков с серебром и золотом. Добыча сэра Фрэнсиса составила 115 тысяч фунтов.

Но ничто не могло поколебать решение Филиппа II отправить Непобедимую армаду. 25 апреля 1588 года, в день святого Марка, герцог Медина-Седония прибыл в собор Лиссабона, чтобы принять в свои руки знамя Крестового похода против Англии. Герцог держал флаг на галионе «Сан-Мартин». 28 мая армада, дождавшись благоприятного ветра, вышла в море. Так начался поход, который завершился в итоге полным разгромом испанского флота.
Дрейк убедил королеву послать навстречу испанскому флоту английские корабли. 17 июля он отплыл из Плимута, но уже через пять дней вернулся обратно. Юго-западный ветер мешал ему приблизиться к испанским берегам. К тому же на кораблях закончились продукты — королева приказала дать запас провизии только на три дня.

Елизавета колебалась, не решаясь в открытую объявить войну Филиппу II. Ей казалось, что армада послана всего лишь для устрашения. Но это было не так. 29 июля испанский флот приблизился к Великобритании. Герцог Медина-Седония аккуратно вел путевой дневник. В этот день он записал: «Как только с моего галиона заметили землю, я поднял священный флаг на грот-марса-рее и приказал трижды выстрелить из орудия, дабы каждый сотворил молитву».

Огромный флот входил в пролив Ла-Манш, отделяющий Англию от Франции. Разведчики сообщили Дрейку о приближении испанцев. Сэр Фрэнсис приказал выводить корабли в море. Англичане назначили сбор у Эддинстонских скал.

Когда взошло солнце, основные силы англичан — 80 боевых кораблей под командованием адмирала Говарда Эффингемского и вице-адмирала Фрэнсиса Дрейка — оказались позади испанской эскадры. Еще одиннадцать британских кораблей прикрывали берег.
Дул западный ветер, который более благоприятствовал англичанам. Испанцам, чтобы поймать в паруса ветер, нужно было разворачиваться. Но герцог Медина-Седония приказал следовать прежним курсом. Непобедимая армада шла по Ла-Маншу, а в шести милях за ней следовали английские корабли.

В полдень британцы разделили свои корабли на две группы. Адмирал Говард атаковал правое крыло испанцев, а Дрейк, Фробишер и Хоукинс — левое. Английские пушки били дальше испанских, поэтому британцы не приближались к противнику вплотную, предпочитая обстреливать его издалека.

Кинжальные выпады англичан нанесли Непобедимой армаде большой урон. Ее четкий строй распался. Медине-Седонии стоило больших усилий снова выстроить эскадру полумесяцем. Один из галионов врезался в корабль «Нуэстро сеньора дель Росарио». Руль на «Росарио» оказался сломан. Корабль был брошен и достался англичанам. Его настигли два судна Дрейка — «Уайт Бэр» и «Мэри-Роз». Капитан дон Педро сдал корабль англичанам. Он был рассержен на своих соотечественников, которые бросили его одного в море на произвол судьбы. Поэтому он рассказал все, что знал о планах адмирала Непобедимой армады.

Дрейк привел «Росарио» в качестве приза. Добычей англичан оказались 55 тысяч золотых дукатов и большой 46-пушечный корабль. Правда, завистливый Фробишер заявил адмиралу Говарду, что Дрейк покинул расположение английского флота без разрешения.
- Дрейк хотел лишить нас законной добычи! — сказал он. — Но я бы скорее проткнул ему брюхо шпагой, чем отказался от золота!
Говард не стал наказывать Дрейка, хотя ночное бегство знаменитого пирата чуть было не стоило жизни адмиралу. В темноте его корабль сбился с курса и оказался среди испанских галионов. Его спасла нерешительность Медины-Седонии, который отказался отдать приказ об обстреле английского судна. Что касается груза с «Росарио», то он весь был разграблен рыбаками в порту Дортмута еще до прибытия представителей власти.

Бой продолжался. Испанцы бросили галеасы на галион Фробишера «Триумф». Ветер стих, и англичане не могли маневрировать. Лишь умелой стрельбой они удерживали испанцев на расстоянии. Тут подул ветер, и на помощь Фробишеру пришли корабли Дрейка.
Армада упорно продвигалась вперед. Высадить десант на побережье Англии не удавалось. Теперь оставалось одно — пробиваться к устью Темзы, где на помощь могла прийти эскадра герцога Пармы.
Англичане постоянно получали новые припасы из британских портов. Испанцам неоткуда было ждать помощи, даже повреждения на судах они чинили прямо в разгар боя. 6 августа испанский флот остановился вблизи французского порта Кале. Флотилия Говарда сжимала вокруг него кольцо, с севера подошла Дуврская эскадра, а с востока — голландские корабли. Теперь численность английского флота превысила 200 судов, причем большинство из них были быстроходнее испанских.

Адмирал Говард придумал хитрый план. По его приказу англичане подожгли 8 мелких суденышек и пустили их на стоящую на якоре испанскую эскадру. Испанцы в панике рубили канаты, стремясь укрыться от огня. В жуткой толчее корабли сталкивались друг с другом, обрушивались мачты, взрывались бочки с порохом.
С рассветом на разрозненные испанские суда накинулись англичане. Дрейк сошелся в поединке с галионом герцога де Лейвы. Испанцы подпустили сэра Фрэнсиса поближе и дали бортовой залп. Потрепанный корабль Дрейка отступил.

Но преимущество было на стороне британцев. Долгое сражение, которое закончилось лишь с наступлением темноты, выиграли они. Испанцы потеряли убитыми более 600 человек, а англичане только 30.
Армада шла на восток, приближаясь к мелям около берегов Фландрии. Англичане, знавшие об этой опасности, держались вдалеке. На военном совете герцог Медина-Седония принял решение возвращаться в Испанию, обогнув Англию с севера. С тяжелым сердцем он признал, что это крупнейшее сражение парусного флота было им проиграно.
Английские корабли проводили испанцев до Оркнейских островов. Адмирал Говард опасался, что испанцы пристанут к берегу, чтобы починить разбитые корабли. Но этого не случилось. Непобедимая армада уходила несолоно хлебавши.

Обратный путь был трагичен. На родину вернулось не более 50 кораблей. Остальные нашли свою могилу в холодных прибрежных водах Англии и Ирландии. Мучимые голодом и жаждой, измотанные цингой, испанские моряки гибли сотнями. Штормы и бури сделали то, чего не смогли добиться английские пушки. 20 тысяч погибших — это огромные потери даже для такой могущественной державы, как Испания.

Морское владычество Испании закончилось. Около 200 английских корсаров бороздили моря в поисках добычи. Теперь Дрейк уже не был лучшим. Нашлись пираты помоложе и поудачливее, чем он. Провальный поход на Лиссабон, в ходе которого Дрейк потерял около 10 тысяч солдат, навлек на него гнев королевы.
Лишь через несколько лет, в 1595 году Англия вновь снарядила большую эскадру к берегам Вест-Индии для захвата кораблей Золотого флота. В напарники Дрейку назначили Хоукинса. Экспедиция эта оказалась неудачной. Англичанам постоянно мешала непогода. Заболел и умер Джон Хоукинс. Дрейк атаковал город Сан-Хуан вблизи Гваделупы. Но испанцы отбили натиск. Тогда Дрейк двинулся к панамскому побережью. Это было последнее плавание адмирала. Плохое питание привело к тому, что на кораблях вспыхнула дизентерия. Заболел и Дрейк. В ночь на 28 января 1596 года он умер. По морскому обычаю, тело его опустили в океан. Произошло это недалеко от берегов Панамы, у которых много лет назад молодой корсар Фрэнсис Дрейк совершил свои первые подвиги.

О крахе "Непобедимой армады" и последнем плавании Дрейка в изложении К.В.Малаховского (книга "Кругосветный бег "Золотой лани") можете почитать еще и здесь.

Это интересно!

«Непобедимой» армаду испанцев назвали позже. Маркиз Санта-Крус окрестил ее в 1586 году «Счастливой». Медина-Сидония называл ее просто «Армадой». Английские источники писали о ней как об «испанской армаде» или «испанском флоте». Армада насчитывала 130 судов, из них: 65 галионов и вооруженных торговых кораблей, 25 гукоров, 19 судов береговой охраны, 13 сабр, 4 галеры и 4 галеаса Неаполитанского королевства.




















Пиратские нравы



Морские походы «джентльменов удачи» не назовешь веселой прогулкой. Часто люди становились пиратами не от хорошей жизни, и в море отправлялись не за приключениями, а чтобы прокормить семью — ведь многих на берегу ждали жены и дети.

Пираты не строили свои корабли, они добывали их в море. Случалось, это были плохо вооруженные беспалубные суда, барки и даже простые рыбачьи лодки, на которых «повелителям морей» приходилось спать вповалку, в буквальном смысле друг на друге — в два-три «этажа». Но такая убогость нисколько не смущала пиратов, скорее, наоборот, побуждала к действию.

Завидев богатое, хорошо вооруженное судно, они забывали об опасности и смело шли на абордаж. Большие торговые корабли просто не ожидали от крохотного судна такой наглости. Нападение получалось неожиданным. Взобравшись на палубу, пираты уже не отступали, и корабль непременно становился их добычей. Если захваченный корабль был просторнее и лучше их собственного, пираты переходили на него, а прежний сжигали.

Перед отплытием пираты обычно заключали между собой соглашение, так называемое шасс-парти. В нем оговаривалось, кто и какую долю добычи получит. Особая компенсация предусматривалась для раненых. Потерявшим правую руку полагалось шестьсот реалов или шесть рабов, за левую руку — пятьсот реалов или пять рабов, столько же стоила потеря правой ноги, потеря левой — четыреста реалов или четыре раба. В сто реалов оценивались потеря одного глаза или пальца. Пятьсот реалов причиталось и за серьезную огнестрельную рану.

Выходя в море, пираты запасались необходимой провизией и питьевой водой. Старались брать продукты, которые долго хранятся и не портятся: различные крупы, солонину, а также живых коз, свиней, кур. Когда продовольствие заканчивалось, питались чем придется. Не брезговали бравые искатели приключений и крысами, которыми буквально кишели трюмы пиратских фрегатов.

Корабли пиратов, как, впрочем, и другие суда тех далеких времен, не отличались чистотой. В трюмах было полно крыс, клопов, вшей, червей, тараканов и прочих паразитов. Ужасный беспорядок, грязь и болезни неотступно преследовали «властителей морей». Эти люди не соблюдали, да попросту не знали никаких правил гигиены. Пища на кораблях быстро портилась, в ней заводились черви. Зачастую она не годилась даже для скота, но что поделать — голодная смерть не самый лучший выход...
Не мудрено, что на пиратских кораблях часто вспыхивали эпидемии дизентерии и лихорадки. Много жизней уносила цинга, бороться с которой в то время не умели. Моряки слабели буквально на глазах, у них трескались губы, а кожа покрывалась зловонными язвами, десны опухали, зубы расшатывались, кровоточили и выпадали. Когда средневековые мореходы разгадали причину цинги, они стали брать с собой в плавание большой запас апельсинов, яблок и бананов, в которых содержится много витаминов.

Врачи были на пиратских судах не всегда. Иногда пиратам удавалось найти на захваченных кораблях лекарства и медицинские инструменты, но мало кто из команды знал, как ими пользоваться. Так что медицинскую помощь пираты оказывали как могли, и в бою каждый из них мог оказаться врачом. Когда требовалось хирургическое вмешательство — если надо было, например, отрезать руку или ногу, — больному давали изрядную долю крепкого рома. Несколько самых сильных моряков держали «пациента» во время операции.

Жизнь пирата протекала по определенным законам, нарушать которые никто не имел права, в том числе и капитан. Каждый пират превыше всего дорожил своей независимостью. Он мог делать все, что ему заблагорассудится. Например, горланить во всю глотку песни, даже если все спали. Жаловаться на шум или неудобства не имело смысла, пираты были обязаны сносить трудности безропотно — этого требовал закон.

Как ни удивительно, пираты считали себя порядочными людьми и даже гордились своей честностью. Они всегда держали слово и не могли его нарушить ни при каких обстоятельствах. Особенно жестоко морские разбойники наказывали воров. Если кто-то обокрал своего «собрата», ему вырывали ноздри и уши, а затем высаживали на необитаемом острове, где в одиночку выжить было практически невозможно. Смертной казни предавали беглецов с корабля и предателей.

На пиратских кораблях запрещалось находиться женщинам, даже самым сильным и жестоким. Того, кто отваживался провести на судно женщину, переодетую мужчиной, публично казнили.

Другие провинности — невыполнение приказа капитана, самовольные отлучки, пьянство, драки — наказывались не так сурово. За такие проступки полагались, в зависимости от обстоятельств, телесные наказания, лишение доли в добыче. За неоднократное неповиновение оступившемуся грозила смерть.
Пираты старались поддерживать между собой приятельские отношения, живя по принципам равенства и братства. Каждый пират имел право принимать участие в решении важных вопросов. Всю работу, всю добычу они делили между собой поровну, ели одну и ту же пищу за общим столом.

Даже капитанские привилегии были незначительными. Чтобы уважить капитана, для него могли приготовить какое-то особое блюдо или подарить самоцветный камень из общей добычи. Конечно, не всегда отношения между командой и капитаном были столь дружелюбными. Часто на пиратских кораблях вспыхивали восстания. Команда, недовольная решениями своего предводителя, требовала его заменить. Случались и заговоры.

Дуэли на пиратских кораблях были запрещены, а разрешение всех споров и конфликтов откладывалось до высадки на берег. Дуэли пираты проводили по своим особым законам. Сначала неприятели стрелялись на пистолетах. В случае промаха в дело шли сабли. Тот, кто первым получал рану, признавался виновным. На этом спор считался разрешенным.

Гордостью пиратов считалось их оружие, которое они должны были содержать в отменной чистоте и порядке. Морские разбойники в этом деле преуспели. Они старались перещеголять друг друга, до блеска начищая ружья, пистолеты и сабли. А на новое оружие не жалели ни золота, ни драгоценностей.

У пиратов существовал даже свой распорядок дня, согласно которому огонь на корабле нужно было гасить в 8 часов вечера. Играть же в азартные игры — кости или карты — попросту запрещалось. Правда, эти правила выполнялись крайне редко. Начальство закрывало глаза на подобные нарушения, а нередко и само участвовало в играх.

Несмотря на всю жестокость и многочисленные прегрешения, пираты старались быть людьми набожными. Без молитвы они никогда не садились за стол. Перед каждым нападением разбойники усердно молились, призывая Бога быть на их стороне. При разделе добычи пираты клялись на Библии, заверяя, что никто не скрыл ни малейшей части добычи и принес все награбленное в «общий котел». Того, кто дал ложную клятву, с корабля прогоняли.

Почти ежедневно пираты рисковали своей жизнью. Каждый мог погибнуть в сражении или умереть от внезапной болезни. Поэтому, перед тем как отправиться в поход, они составляли завещания. В них указывалось имя духовного товарища, которому в случае гибели автора завещания доставалось все его богатство. Если пирата ждала на берегу семья, часть имущества переходила к ней.

Легенды о пиратской жестокости известны всем. И действительно, чаще всего пираты были беспощадны к своим жертвам. Пленных они старались не брать — зачем лишние рты на корабле? Не делали снисхождения «повелители морей» и женщинам. Только самоубийство могло спасти жертву от издевательств пиратов. Никакие мольбы их не трогали. Конечно, случалось, что пираты щадили пленников, но крайне редко.

Это интересно!

Нередко пираты придумывали для провинившихся такое испытание. Они обвязывали матроса, который не подчинился приказу капитана, веревкой и спускали за борт. Ноги несчастного касались воды, а для защиты от акул ему давали только короткий нож и дубинку. Если моряк оставался живым на протяжении суток, его прощали и снова принимали в пиратскую команду.

 





По приказу короля


В конце XVI — начале XVII века спор за обладание Индийским океаном вели англичане и голландцы. Голландцы первыми пробились на восток. На Молуккских островах они нашли пряности, за которые в Европе платили хорошие деньги. Экспедиция Хоутмана в 1595 году впервые завезла в Голландию перец и корицу.
Началась долгая борьба между британцами и голландцами, наградой в которой были власть и деньги. В 1600 году англичане создали Ост-Индскую компанию, обладавшую монополией на вывоз товаров с Островов Пряностей. Голландская Ост-Индская компания была образована двумя годами позже.

...Шла Тридцатилетняя война. Король Англии Карл I решает направить в Красное море военный корабль «Морской конек». Его капитан Квейл должен был захватывать суда и грузы тех стран, которые не состоят в союзе с Англией. Тем самым новоявленные пираты должны были пополнить казну английского короля.
Награбить удалось немного. Единственной действительно ценной добычей стало судно из Сурата. Правда, английским купцам в этом городе пришлось заплатить за ущерб, причиненный Великому Моголу.
В окружении Карла I нашлись и другие предприимчивые люди. Его приближенный Портер вместе с лондонскими торговцами Бонеллом и Кайнстоном отправил в Индийский океан два корабля с корсарскими патентами. У них были те же цели, что и у Квейла.

Буря у Коморских островов разбила один из кораблей, команда едва успела перебраться на другое судно. Через несколько дней пираты встретили два индийских судна с грузом товаров, принадлежавших Великому Моголу, и захватили их. Индийцев не спасло даже то, что у капитана одного из захваченных кораблей был пропуск, выданный английской Ост-Индской компанией.
Английские власти в Сурате были обеспокоены появлением английских пиратов и немедленно снарядили боевой корабль «Лебедь». Очень скоро компанейцы наткнулись на пиратов в Красном море и после короткого боя овладели их кораблем. Главари корсаров уговорили соотечественников не забирать награбленные товары и отпустить их восвояси, обещая вернуться в Лондон. Руководители Ост-Индской компании отправили Карлу I письмо. «Затронуты интересы Англии, — писали они, — необходимо как можно скорее наказать виновных и ликвидировать ущерб».

Король пообещал во всем разобраться. Компания направила иск в Адмиралтейский суд. Карл I выгородил Портера и во всем были обвинены Бонелл и Кайнстон. Первый успел сбежать во Францию, а вот второму не повезло — он угодил в тюрьму.
Купцы надеялись, что все потерянные ими деньги в скором времени вернутся, а виновники заплатят приличный штраф. Однако Карл I был совершенно иного мнения. Он с подсказки Портера издал королевский указ — Кайнстон был выпущен из тюрьмы, а дело прекращено.

Тем временем Портер, вдохновленный поддержкой короля и полной безнаказанностью, основал свою компанию по торговле с Островами Пряностей. А ведь незадолго до этого король гарантировал Ост-Индской компании, что вывозить пряности с Молуккских островов будут только ее корабли.
Более того — с одобрения короля Карла Портер послал 4 корсарских корабля в Индийский океан, чтобы топить и грабить встречные суда. Снова страдали английские фактории в Сурате. Их представителям в одном случае пришлось выплатить штраф — 170 тысяч рупий, а в другом — просидеть в индийской тюрьме два месяца.

Бороться с произволом королевских прислужников Ост-Индская компания не могла — она лишь терпела убытки. Остановить узаконенное и одобренное монархом пиратство в Англии смогла лишь гражданская война. Король Карл I был свергнут, а в индийских водах на долгие годы восстановилось спокойствие.

Это интересно!

Четыре английских корабля под командованием Джона Ланкастера отправились в 1601 году на Молуккские острова за пряностями. Когда через два года корабли вернулись, они привезли с собой столько перца, что завалили рынок. Хотя пряности стали стоить копейки, их все равно никто не покупал. Встревоженные английские купцы посоветовали британским капитанам, отправляющимся в Ост-Индию, не набирать товара сверх определенной нормы.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: