- Архангельский В.И., Кириллов В.Ф., Гигиена и экология человека: Учебник для медицинских училищ и колледжей Серия «Учебники, учебные пособия». Москва: ГЭОТАР-Медиа 2013. – 176с.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.
Методические рекомендации для студентов по выполнению практического занятия №2 по теме: «Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении».
Студент должен знать:
- Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
- Основные положения гигиены
Студент должен уметь:
- Давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды
Содержание заданий.
Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания
1.Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр.28-49) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении»:
|
|
· Дайте характеристику атмосферы Земли.
· Охарактеризуйте гигиеническое значение физических свойств атмосферного воздуха.
· Каково гигиеническое значение химических свойств атмосферного воздуха?
· Дайте характеристику влажности воздуха.
· Перечислите основные источник загрязнения атмосферного воздуха.
· Что такое предельно допустимые концентрации загрязнений в атмосферном воздухе?
· Какие принципы положены в основу определения ПДК?
2.Выполните задания в тестовой форме.
Задание 1.
В палате лечебного учреждения окна ориентированы на юг, температура воздуха 27 0С, скорость движения воздуха 0,2 м/с, вентиляция естественная.
Какой фактор влияет на скорость движения воздуха?
1. Изменение влажности.
2. Освещение.
3. Инсоляция.
4. Работа системы вентиляции.
5. Температура внутренней стены.
Задание 2.
В игровой комнате детского сада необходимо измерить температуру воздуха и ее перепады по вертикали и горизонтали.
Выберите точки для установки штативов с термометрами.
1. Вдоль наружной стены в 3-х точках.
2. Вдоль наружной стены в 2-х точках.
3. По диагонали в 3-х точках.
4. В центре комнаты.
5. В 4-х точках по углам комнаты.
Задание 3.
В лечебном учреждении участились случаи простудных заболеваний. В связи с этим изучали показатели температурно-влажностного режима. Результаты исследований: средняя температура воздуха 20 0С, перепады по вертикали 2 0С на 1 м высоты, по горизонтали 2 0С, суточные перепады 6 0С, относительная влажность 65 %.
Какие из перечисленных показателей могут оказывать существенное влияние на организм?
|
|
1. Суточные перепады.
2. Перепады по вертикали.
3. Перепады по горизонтали.
4. Относительная влажность.
5. Средняя температура воздуха.
Задание 4.
При изучении параметров микроклимата в ясельной группе установлено, что температура воздуха 20 0С, относительная влажность 45 %, скорость движения воздуха 0,01 м/с.
Каким прибором измерена скорость движения воздуха?
1. Кататермометром.
2. Актинометром.
3. Чашечным анемометром.
4. Психрометром.
5. Крыльчатым анемометром.
Задание 5.
Температура воздуха в аудитории 200С, относительная влажность 40 %, скорость движения воздуха 0,3 м/с.
Оцените микроклимат.
1. Микроклимат благоприятный.
2. Микроклимат неблагоприятный.
3. Влажность повышена.
4. Скорость движения воздуха низкая.
5. Температура воздуха не соответствует норме.
Задание 6.
В комнате общежития температура воздуха 20 0С, относительная влажность 40 %, скорость движения воздуха 0,2 м/с.
Оцените исследованные показатели.
1. Все показатели в пределах нормы.
2. Температура воздуха нормируется в пределах 28 0С.
3. Температура воздуха допускается в пределах 22 0С.
4. Относительная влажность низкая.
5. Скорость движения воздуха допускается в пределах 0,5 м/с.
Задание 7.
Для оценки температурно-влажностного режима в учебной комнате необходимо определить относительную влажность.
Какой прибор следует использовать?
1. Психрометр.
2. Анемометр.
3. Кататермометр.
4. Актинометр.
5. Люксметр.
Эталоны ответов: задание 1 – 4, задание 2 – 3, задание 3 – 1. Остальные задания решите самостоятельно.
3. Просмотрите видеофильм «Проблема кислотных дождей» и ответьте на вопросы.
4. Отработайте практические манипуляции
- Определите температурный режим, влажность, скорость движения воздуха в учебной комнат;
- Проведите сравнение полученных результатов исследования с параметрами норм.
- Дайте комплексную гигиеническую оценку микроклимата помещения;
- Разработайте мероприятия по улучшению микроклимата помещения;
6. Оформите дневники, заполните манипуляционный лист.
Форма записи результатов определения показателей температурного режима (°С)
Высота измерения показателей (м) | Точки измерения показателей по диагонали | перепад по горизонтали | ||
у окна | в центре комнаты | у внутренней стены | ||
1,5 | ||||
1,0 | ||||
0,5 | ||||
Перепад по вертикали |
7. Запишите домашнее задание (выучить лекцию «Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение»).
Список рекомендованной литературы
- Архангельский В.И., Кириллов В.Ф., Гигиена и экология человека: Учебник для медицинских училищ и колледжей Серия «Учебники, учебные пособия». Москва: ГЭОТАР-Медиа 2013. – 176с.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с
Методические рекомендации для студентов по выполнению практического занятия № 3 по теме: « Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды ».
Студент должен знать:
-факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека
Студент должен уметь:
- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
- проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней
Содержание заданий.