1. Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 50-67) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды»:
1. Характеристика основных компонентов гидросферы.
2. Вода как химический, физический и биологический фактор среды обитания человека.
3. Характеристика источников водоснабжения.
4. Водный баланс человека.
5. Гигиенические требования к химическим и органолептическим свойствам питьевой воды. Санитарно-химические показатели качества воды.
6. Организация водоснабжения. Основные типы систем водоснабжения. Требования к оптимизации характера водоснабжения в соответствии с международным и отечественным экологическим и санитарным законодательством.
7. Минеральный состав воды.
8. Этапы подготовки воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
9. Загрязнения источников водоснабжения как одна из ведущих проблем современности.
10. Особенности и принципы защиты источников водоснабжения. Зоны охраны водоемов.
|
|
11. Водный путь распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
12. Микробиологические показатели качества воды.
13. Качественная и количественная характеристика состава и свойств воды у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Показатели состава воды водоема характеризующие его безопасность.
14. Особенности химического, физического и бактериального загрязнения поверхностных и подземных водоисточников. Причины массивного загрязнения вод в последние десятилетия.
15. Основные системы организации сбора и удаления жидких отходов. Эпидемические и санитарно-гигиенические требования к принципам организации.
16. Устройство канализационных очистных сооружений. Основные компоненты.
17. Основные химические, физические и биологические способы обработки сточных вод.
18. Классификация загрязнителей.
19. Принципы естественного самоочищения водоемов от органических и химических загрязнений. Контроль за самоочищением.
20. Условия спуска сточных вод и охрана водоемов.
21. Основные требования к устройству ливневой канализации.
2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:
Задание 1.
Для расчета поступления фтора с водой в организм человека, необходимо знать средний уровень суточного потребления питьевой воды. Укажите чему он равен у жителей 1-го климатического пояса:
1. 1 л.
2. 2 л.
3. 3 л.
4. 4 л.
5. 5 л.
Задание 2.
В населенном пункте Д. возникла эпидемия холеры.
Какие методы исследования нужно использовать для определения пути ее распространения?
|
|
1. Посеять на чашку Петри 1 мл воды из источника.
2. Определить наличие патогенной микрофлоры в пробе питьевой воды.
3. Определить наличие холерного вибриона в пробе питьевой воды.
4. Определить коли-титр в воде, которая подается водопроводом.
5. Определить коли-индекс в питьевой воде и воде источника.
Задание 3.
Среди населения города Х. определено повышение частоты случаев уролитиаза.
Какой метод необходимо использовать, чтобы доказать связь заболевания с качеством питьевой воды?
1. Определить общую жесткость питьевой воды на РН-метре.
2. Общую жесткость определить титрованием с помощью трилона Б.
3. Общую жесткость определить титрованием с помощью КМnO4.
4. Общую жесткость определить фотоэлектрометрическим методом при добавлении соляной кислоты.
5. Общую жесткость определить с помощью полярографа.
Задание 4.
Питьевая вода имеет следы карбонатов, хлоридов и сульфатов, натрия и кальция.
Как изменится состояние здоровья людей, которые употребляют воду с низкой минерализацией?
1. Может увеличиться количество заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2. Может увеличиться количество желудочно-кишечных заболеваний.
3. Возможно появление водно-нитратной метгемоглобинемии.
4. Возможно повышение частоты случаев уролитиаза среди населения.
5. Возможно повышение частоты случаев инфаркта миокарда.
Задание 5.
Проба питьевой воды направлена в микробиологическую лабораторию для определения степени загрязнения.
Какие санитарно-показательные микроорганизмы необходимо определить в воде?
1. Патогенные микроорганизмы.
2. Кишечную палочку.
3. Бактериофаг.
4. Сапрофитную микрофлору.
5. Дизентерийную палочку.
Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1-2; задание 2-3; задание 3-2. Остальные задания решите самостоятельно.
3. Демонстрация преподавателем практических манипуляций по теме:
- Отбор проб воды на бактериологический и химический анализы.
- Определение органолептических свойств воды.
- Оформление документации.
4. Отработайте практические манипуляции
- Отбор проб воды на бактериологический и химический анализы.
- Определение органолептических свойств воды.
- Оформление документации.
5. Просмотрите презентацию «Как устроено водоснабжение»
6. Оформите дневники.
7. Запишите домашнее задание (выучить лекцию «Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика»).
Список рекомендованной литературы
- Архангельский В.И., Кириллов В.Ф., Гигиена и экология человека: Учебник для медицинских училищ и колледжей Серия «Учебники, учебные пособия». Москва: ГЭОТАР-Медиа 2013. – 176с.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.
Методические рекомендации для студентов по выполнению практического занятия № 4 по теме: « Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов ».
Студент должен знать:
- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.
Студент должен уметь:
- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
- проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней.
Содержание заданий.