Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1. Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 50-67) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды»:

1. Характеристика основных компонентов гидросферы.

2. Вода как химический, физический и биологический фактор среды обитания человека.

3. Характеристика источников водоснабжения.

4. Водный баланс человека.

5. Гигиенические требования к химическим и органолептическим свойствам питьевой воды. Санитарно-химические показатели качества воды.

6. Организация водоснабжения. Основные типы систем водоснабжения. Требования к оптимизации характера водоснабжения в соответствии с международным и отечественным экологическим и санитарным законодательством.

7. Минеральный состав воды.

8. Этапы подготовки воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

9. Загрязнения источников водоснабжения как одна из ведущих проблем современности.

10. Особенности и принципы защиты источников водоснабжения. Зоны охраны водоемов.

11. Водный путь распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

12. Микробиологические показатели качества воды.

13. Качественная и количественная характеристика состава и свойств воды у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Показатели состава воды водоема характеризующие его безопасность.

14. Особенности химического, физического и бактериального загрязнения поверхностных и подземных водоисточников. Причины массивного загрязнения вод в последние десятилетия.

15. Основные системы организации сбора и удаления жидких отходов. Эпидемические и санитарно-гигиенические требования к принципам организации.

16. Устройство канализационных очистных сооружений. Основные компоненты.

17. Основные химические, физические и биологические способы обработки сточных вод.

18. Классификация загрязнителей.

19. Принципы естественного самоочищения водоемов от органических и химических загрязнений. Контроль за самоочищением.

20. Условия спуска сточных вод и охрана водоемов.

21. Основные требования к устройству ливневой канализации.

 

2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:

Задание 1.

Для расчета поступления фтора с водой в организм человека, необходимо знать средний уровень суточного потребления питьевой воды. Укажите чему он равен у жителей 1-го климатического пояса:

1. 1 л.

2. 2 л.

3. 3 л.

4. 4 л.

5. 5 л.

Задание 2.

В населенном пункте Д. возникла эпидемия холеры.

Какие методы исследования нужно использовать для определения пути ее распространения?

1. Посеять на чашку Петри 1 мл воды из источника.

2. Определить наличие патогенной микрофлоры в пробе питьевой воды.

3. Определить наличие холерного вибриона в пробе питьевой воды.

4. Определить коли-титр в воде, которая подается водопроводом.

5. Определить коли-индекс в питьевой воде и воде источника.

Задание 3.

Среди населения города Х. определено повышение частоты случаев уролитиаза.

Какой метод необходимо использовать, чтобы доказать связь заболевания с качеством питьевой воды?

1. Определить общую жесткость питьевой воды на РН-метре.

2. Общую жесткость определить титрованием с помощью трилона Б.

3. Общую жесткость определить титрованием с помощью КМnO4.

4. Общую жесткость определить фотоэлектрометрическим методом при добавлении соляной кислоты.

5. Общую жесткость определить с помощью полярографа.

Задание 4.

Питьевая вода имеет следы карбонатов, хлоридов и сульфатов, натрия и кальция.

Как изменится состояние здоровья людей, которые употребляют воду с низкой минерализацией?

1. Может увеличиться количество заболеваний сердечно-сосудистой системы.

2. Может увеличиться количество желудочно-кишечных заболеваний.

3. Возможно появление водно-нитратной метгемоглобинемии.

4. Возможно повышение частоты случаев уролитиаза среди населения.

5. Возможно повышение частоты случаев инфаркта миокарда.

Задание 5.

Проба питьевой воды направлена в микробиологическую лабораторию для определения степени загрязнения.

Какие санитарно-показательные микроорганизмы необходимо определить в воде?

1. Патогенные микроорганизмы.

2. Кишечную палочку.

3. Бактериофаг.

4. Сапрофитную микрофлору.

5. Дизентерийную палочку.

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1-2; задание 2-3; задание 3-2. Остальные задания решите самостоятельно.

3. Демонстрация преподавателем практических манипуляций по теме:

- Отбор проб воды на бактериологический и химический анализы.

- Определение органолептических свойств воды.

- Оформление документации.

4. Отработайте практические манипуляции

- Отбор проб воды на бактериологический и химический анализы.

- Определение органолептических свойств воды.

- Оформление документации.

5. Просмотрите презентацию «Как устроено водоснабжение»

6. Оформите дневники.

7. Запишите домашнее задание (выучить лекцию «Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика»).

Список рекомендованной литературы

  1.  Архангельский В.И., Кириллов В.Ф., Гигиена и экология человека: Учебник для медицинских училищ и колледжей Серия «Учебники, учебные пособия». Москва: ГЭОТАР-Медиа 2013. – 176с.
  2. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

 

Методические рекомендации для студентов по выполнению практического занятия № 4 по теме: « Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов ».

Студент должен знать:

- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.

 

 

Студент должен уметь:

- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

- проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней.

 

 

Содержание заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: