Речевые игры и упражнения


У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится, вот. Угадали? Это... (кот).

С подстриженной гривой Он скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?..

(Конь.)


Узнай слово

Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Логопед (раскладывает перед ребенком 56 картинок). Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это сло­во, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала.

Хок.. — (хоккей);

фут.. — (футбол);

ин.. —   (индюк);

ком.. — (компас);

маг.. — (магнит);

пав.. —  (павлин);

..фин —     (дельфин);

..тюм — (костюм);

..кон — (балкон);

..лук — (каблук);

..тух — (пастух);

..ведь — (медведь).

Разноцветные вагончики

Цели:

— формировать умение делить слова на слоги, определять ко­личество слогов в слове;

— учить выделять первые звуки в словах;

— соотносить цвет вагончика с первым звуком слова.
Оборудование: вагончики красного, синего и зеленого цве­
та, на одной стороне вагончика картинка с изображением


л






Библиотека Логопеда


31


какого-либо предмета, на обратной стороне — слоговая схема данного слова; картинки: ель, мяч, нора, елка, белка, ласка, улитка, медвежонок, ножницы, иголочка, паровозик.

Дети выбирают по одному вагончику определенного цвета и рассмат­ривают картинку.

Логопед. Сколько слогов в твоем слове?

Дети отвечают.

Назови первый слог, второй, третий, четвертый. Поверни ва­гончик и узнай, правильно ли ты отгадал.

Если в слове два слога, то на обратной стороне вагончика будет соответствующая схема — два желтых квадратика.

Почему твой вагончик красного цвета?

1-й ребенок. Потому что мое слово начинается с глас­ного звука — облако.

Логопед. А почему у тебя вагончик синего цвета?

2-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на твердый согласный звук — нора.

Логопед. А почему у тебя вагончик зеленого цвета?

3-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук — белочка.

Логопед. Давайте прицепим вагончики к паровозику и поедем в отпуск к Черному морю.



Конец слова за тобой

Логопед предлагает детям придумать разные слова, но с одинаковым началом — СА. Дети называют, например: сало, салазки, сачок, Саша, самолет, сапоги, самосвал, санки, сазан, садовник, сапожник.

Пирамида

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трехсложных слов, выше — два квадрата для двухсложных и наверху — один квадрат для односложных слов; под каждым рядом квадратов находятся кармашки; предметные картинки с одно-, двух- и трехслож­ными словами.

Й вариант

Логопед. Сегодня мы будем строить пирамиду из кар­тинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки,


32




Речевые игры и упражнения


Л


названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — картинки из двух частей: ры-бы; в верх­нем ряду картинки, название которых не делится на части (односложное слово), например: гусь.



Й вариант

Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребен­ку выбрать из расположенных на столе картинок (или карти­нок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего ряда, третьему — для вершинки.

Живая сценка

Й вариант

Логопед подзывает к себе двоих детей, Машу и Сережу. Просит подумать остальных детей, сколько частей в их име­нах, и встать тем, имена которых из двух частей, — за Ма­шей, имена которых из трех частей, — за Сережей.

Й вариант

Логопед. Как можно изменить имя Тани, чтобы в ее имени стало три части, и как изменить имя Сережи, чтобы в его имени стало четыре части?

Дети отвечают.

Веселые мячики

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Логопед

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой — Не угнаться за тобой. Веселые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи так, чтобы получилось слово.

Детям предлагаются карточки со слогами и разноцветные мячики. Нужно поместить слоги в кармашки на мячиках и расположить мячи так, чтобы получилось слово. Дается задание составить слово из двух, а также из трех слогов.


л




Библиотека Логопеда


33


Говори, не задерживай

Дети стоят, образуя круг. Один говорит слово по частям, чтобы следующий мог легко выделить последний слог и подо­брать слово, начинающееся с этого слога (ва-за, за-ря, ря-би-на, Наташа, ша-ры, ры-ба, ба-буш-ка).



Слоговой поезд

Игра предназначена для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. При ее проведении в группе могут участво­вать 2—8 человек одновременно.

Оборудование: демонстрационный материал — паровоз с тре­мя вагонами, на крышах вагонов помещена схема слогов: на первом вагончике схема одного слога, на втором — схема из двух, на третьем — схема из трех слогов; раздаточный мате­риал: у каждого ребенка по три картинки с разным количе­ством слогов в словах.

Детям необходимо «расселить» картинки в нужный ва­гончик.

Сколько раз?

Логопед (просит решить задачу). Посчитайте, сколь­ко слов в моем предложении? «Кукушка кукушонку купила капюшон». Четыре слова. А теперь сосчитайте, сколько раз в этих четырех словах встречается слог «ку».

Дети отвечают.

А вот вам новое предложение: «Полили ли лилии?»

Сосчитай слоги

Оборудование: большие раздаточные карточки для каж­дого ребенка с изображением картинок, названия которых имеют разное количество слогов: гусь, весы, пила, яблоко, курица, полотенце, ежевика и т.д.; схемы слогов (по коли­честву детей).

Детям раздаются карточки с картинками.

Логопед. Назовите картинки, сосчитайте слоги и под каждой картинкой выложите схемы слогов, сколько их в слове.

После выполнения задания можно поменяться карточкой с товарищем, и игра продолжается.


34





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: