У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится, вот. Угадали? Это... (кот).
С подстриженной гривой Он скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?..
(Конь.)
Узнай слово
Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.
Логопед (раскладывает перед ребенком 5 — 6 картинок). Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала.
Хок.. — (хоккей);
фут.. — (футбол);
ин.. — (индюк);
ком.. — (компас);
маг.. — (магнит);
пав.. — (павлин);
..фин — (дельфин);
..тюм — (костюм);
..кон — (балкон);
..лук — (каблук);
..тух — (пастух);
..ведь — (медведь).
Разноцветные вагончики
Цели:
— формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
— учить выделять первые звуки в словах;
— соотносить цвет вагончика с первым звуком слова.
Оборудование: вагончики красного, синего и зеленого цве
та, на одной стороне вагончика картинка с изображением
|
|
л
Библиотека Логопеда
31
какого-либо предмета, на обратной стороне — слоговая схема данного слова; картинки: ель, мяч, нора, елка, белка, ласка, улитка, медвежонок, ножницы, иголочка, паровозик.
Дети выбирают по одному вагончику определенного цвета и рассматривают картинку.
Логопед. Сколько слогов в твоем слове?
Дети отвечают.
Назови первый слог, второй, третий, четвертый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты отгадал.
Если в слове два слога, то на обратной стороне вагончика будет соответствующая схема — два желтых квадратика.
Почему твой вагончик красного цвета?
1-й ребенок. Потому что мое слово начинается с гласного звука — облако.
Логопед. А почему у тебя вагончик синего цвета?
2-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на твердый согласный звук — нора.
Логопед. А почему у тебя вагончик зеленого цвета?
3-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук — белочка.
Логопед. Давайте прицепим вагончики к паровозику и поедем в отпуск к Черному морю.
Конец слова за тобой
Логопед предлагает детям придумать разные слова, но с одинаковым началом — СА. Дети называют, например: сало, салазки, сачок, Саша, самолет, сапоги, самосвал, санки, сазан, садовник, сапожник.
Пирамида
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трехсложных слов, выше — два квадрата для двухсложных и наверху — один квадрат для односложных слов; под каждым рядом квадратов находятся кармашки; предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными словами.
|
|
Й вариант
Логопед. Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки,
32
Речевые игры и упражнения
Л
названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — картинки из двух частей: ры-бы; в верхнем ряду картинки, название которых не делится на части (односложное слово), например: гусь.
Й вариант
Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребенку выбрать из расположенных на столе картинок (или картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего ряда, третьему — для вершинки.
Живая сценка
Й вариант
Логопед подзывает к себе двоих детей, Машу и Сережу. Просит подумать остальных детей, сколько частей в их именах, и встать тем, имена которых из двух частей, — за Машей, имена которых из трех частей, — за Сережей.
Й вариант
Логопед. Как можно изменить имя Тани, чтобы в ее имени стало три части, и как изменить имя Сережи, чтобы в его имени стало четыре части?
Дети отвечают.
Веселые мячики
Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.
Логопед
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой — Не угнаться за тобой. Веселые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи так, чтобы получилось слово.
Детям предлагаются карточки со слогами и разноцветные мячики. Нужно поместить слоги в кармашки на мячиках и расположить мячи так, чтобы получилось слово. Дается задание составить слово из двух, а также из трех слогов.
л
Библиотека Логопеда
33
Говори, не задерживай
Дети стоят, образуя круг. Один говорит слово по частям, чтобы следующий мог легко выделить последний слог и подобрать слово, начинающееся с этого слога (ва-за, за-ря, ря-би-на, Наташа, ша-ры, ры-ба, ба-буш-ка).
Слоговой поезд
Игра предназначена для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. При ее проведении в группе могут участвовать 2—8 человек одновременно.
Оборудование: демонстрационный материал — паровоз с тремя вагонами, на крышах вагонов помещена схема слогов: на первом вагончике схема одного слога, на втором — схема из двух, на третьем — схема из трех слогов; раздаточный материал: у каждого ребенка по три картинки с разным количеством слогов в словах.
Детям необходимо «расселить» картинки в нужный вагончик.
Сколько раз?
Логопед (просит решить задачу). Посчитайте, сколько слов в моем предложении? «Кукушка кукушонку купила капюшон». Четыре слова. А теперь сосчитайте, сколько раз в этих четырех словах встречается слог «ку».
Дети отвечают.
А вот вам новое предложение: «Полили ли лилии?»
Сосчитай слоги
Оборудование: большие раздаточные карточки для каждого ребенка с изображением картинок, названия которых имеют разное количество слогов: гусь, весы, пила, яблоко, курица, полотенце, ежевика и т.д.; схемы слогов (по количеству детей).
Детям раздаются карточки с картинками.
Логопед. Назовите картинки, сосчитайте слоги и под каждой картинкой выложите схемы слогов, сколько их в слове.
После выполнения задания можно поменяться карточкой с товарищем, и игра продолжается.
34