Особенности поэтической речи и стихосложения

 

Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

I. Строфика:

· Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.

· Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.

· Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

· Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

· Октава — восьмистишие ABABABCC

· Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

· Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

 

II. Метрика — наука о стихотворных размерах

Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.

Стихотворные раз­меры силлабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

· Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)

· Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

 

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

· Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).

· Амфибрахий — трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).

 

· Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).

 

III. Рифма -созвучие концов стихов.

Рифмы:

· Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

· Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

· Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

· Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

 

IV. Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

Смежная -в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как воспринял Крым и его красоту Пушкин?

2. Какие чувства преобладают в стихах Пушкина?

Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

 

 

                                          ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 5

Дисциплина: Родная литература.

Тема 3.1. Адам Мицкевич. Сведения о поэте. Крымская тема в творчестве поэта.

Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

предметные:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

 личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция обзорная

План занятия:

1.Биография поэта.

2.Крымское путешествие А. Мицкевича.

3.«Крымские сонеты» - философские размышления о единстве мира природы и человеческой души в творчестве поэта.

Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.

Литература:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.

2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.

3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.

4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html

5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/

6. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/

   

                                      Содержание занятия.

Биография поэта.

Адам Мицкевич – знаменитый польский поэт, масштаб деятельности которого для родной страны сопоставим со значимостью Александра Пушкина для русской литературы. Специалисты называют автора основоположником польского романтизма. Он стоял во главе национально-освободительного движения в Польше.

Детство и юность Адам Мицкевич родился на хуторе Заоссе, вблизи городка Новогрудок. За 3 года до появления автора на свет эти земли принадлежали Речи Посполитой, а затем были присоединены к Российской империи. Сегодня территория принадлежит Беларуси, поэтому о творчестве поэта знают и местные жители.

Адам родился 24 декабря 1798 года. Отец мальчика, Миколай, был выходцем из старинного литовского рода. Когда-то он принадлежал к знати, но семья обеднела и не располагала состоянием. Мицкевич-старший вел адвокатскую практику, чтобы прокормить семью. В 1794 году мужчина поддержал восстание Тадеуша Костюшко и в своих сыновьях он воспитывал любовь к родине и уважение к шляхтичам. Мать Барбара, еврейка по происхождению, принадлежала семье мелкого служащего.

12 февраля 1799 года мальчика крестили в Новогрудском костеле Преображения Господня. С 1805 по 1815 годы он учился в доминиканской школе, основанной при храме Святого Архангела Михаила, и там увлекся литературным творчеством. Первые стихотворения Мицкевич написал в подростковом возрасте. Ему нравилось учиться.

Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Сначала основным направлением Мицкевича были физика и математика, но через год молодой человек перевелся на историко-филологический факультет. Интерес к литературе и истории оказался сильнее.

На новом факультете студент начал читать античные произведения в оригинале, изучал иностранные языки и посещал лекции именитых педагогов. Преподаватели помогли сформировать мировосприятие, собственное отношение к фактам и происходящему в мире. Классицистские идеи в их лекциях смешивались с новомодными романтическими тенденциями, которые подпитывали юношей.

С 1817 года Мицкевич был в рядах студентов, участвовавших в создании патриотических университетских объединений: филоматов и филаретов. Патриоты родной страны, они боролись за сохранение родного языка и национальное достоинство, пропагандировали помощь нуждающимся. Позднее их убеждения сформировались в политическую программу.

Получив в 1819 году диплом об окончании университета, Мицкевич обрел возможность педагогической практики. Его направили в город Ковно, ныне Каунас. Прибегнув к такому шагу, чиновники, главенствующие в Виленском университете, попытались оградить поэта от участия в тайных организациях. Своеобразная ссылка положила начало созданию произведений в духе романтизма. Мицкевич писал баллады и поэмы, описывающие его взгляды и мировоззрение.

Поэзия. В 1822 году на свет появилась дебютная книга стихотворений

 Адама Мицкевича. Первый том сочинений автора получил название «Поэзия» и включал в себя известный цикл «Баллады и поэмы». Спустя год опубликовали 2-й том издания, вобравший поэмы «Дзяды» и «Гражина».

Памятник Адаму Мицкевичу в Зеленогорске

Социальная деятельность поэта была тесно связана с творчеством, отчасти ставшим программным. В 1823 году Мицкевич был арестован по «Делу филоматов». Он оказался в тюрьме, но благодаря друзьям в 1824-м был выпущен на волю. Спустя полгода литератора выселили из города.

Он был вынужден уехать и предпринял путешествие в Санкт-Петербург. Затем побывал в Одессе, Крыму, Москве и вновь вернулся в Северную столицу. Путешествие заняло 5 лет и принесло Мицкевичу знакомство с творческой интеллигенцией России. Впоследствии он отправился в Европу и посетил Италию, Швейцарию, Германию. Поэт стал слушателем лекций Гегеля.

В 1830 году в Польше произошло Ноябрьское восстание, и Мицкевич пытался вернуться на родину, но не был допущен. Ему пришлось переехать в Париж и продолжать скитания по Европе, которые привели автора в Италию.

Мицкевич был плодотворным литератором. Его наследие состоит из массы произведений различных стихотворных форм. Выпустив 2 тома сборника сочинений, Адам сформировал собственную программу, выстраивающуюся на народных легендах и верованиях. В их основе лежали романтические убеждения, отсылки к миру фантазий, где главными становились чувства. Жанровые границы в этих произведениях размыты.

Самыми известными сочинениями этого направления стали «Парис», «Романтика», «Свитезь» и «Свитезянка». После путешествия по России были выпущены «Крымские сонеты». Их главной темой оказалось описание природы и единения с ней человеческого существа.

В 1828 году опубликовали книгу «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Сюжет повествует о действии, разворачивающемся в 14 веке. Главный герой, магистр ордена крестоносцев, поставлен в условия выбора между патриотическими чувствами и рыцарским кодексом. С его помощью Мицкевич описал переживания участников тайной организации, к которой он принадлежал.

Почтовая марка СССР "Александр Пушкин и Адам Мицкевич"

Поэмы «Повесть Вайделота» и «Альпухара» - произведения в стихах, излюбленные российскими чтецами, вышли в этот же период, но не имели той же смысловой нагрузки. В Европе Мицкевич работал над продолжением поэмы «Дзяды». Несколько эпизодов произведения, объединившись, создают композицию, рассказывающую о народных верованиях и традициях, стремлениях лирического героя.

Эти направления переплетаются с современностью, в которой автор описывает процесс по делу филоматов. В произведении рассказывается о перевоплощения главного действующего лица, его обращения к Всевышнему с вопросом о справедливости происходящего в государстве и притеснении народа. Неприятие царского деспотизма Мицкевич описывал сквозь призму сказочного и фантазийного. Главное произведение поэта «Пан Тадеуш» создано в 1834 году во время проживания в Париже. В нем переплелись несколько жанровых линий, благодаря чему сочинение стало национальной поэмой, аналогов которой в польской литературе нет. Автор описал польское общество, готовящееся к приходу войск Наполеона. Позитивный финал произведения не подтвердился реальностью вопреки предположениям Адама.

Помимо поэзии, Мицкевич интересовался и публицистикой. В 1840-х он выпустил цикл, который литературоведы именуют «лозаннской критикой». Сочинения описывают как пример романтического мессианизма, элементы предсказаний в творчестве современного автора. Стихи предвещали позитивные изменения, которые должны прийти на смену разрухе. Их сравнивали со вторым пришествием Христа, способным распространить христианские принципы повсеместно.

Схожие мотивы появились в творчестве автора в ходе написания «Дзядов» и в «Книге польского народа и польского пилигримства», опубликованной в 1832 году. Автор утверждал, что Польша – государство, чей народ способен противостоять монархической тирании. Религиозные отсылки в книге вызвали неодобрение в папской булле. В 1849 году были изданы лекции, которые поэт читал в «Колледж де Франс». Он преподавал русскую, польскую, чешскую и сербскую литературы в связке с историей и углублялся в мессианство в преломлении с собственными взглядами.

Произведения Адама Мицкевича оказали большое влияние на польскую культуру. В литературе 19-20 веков появляются множество цитат и отсылок к его произведениям. Сочинения автора легли в основу классического репертуара польского театра. Одним из главных памятников польского киноискусства, созданных по литературной основе, стал фильм Анджея Вайды «Пан Тадеуш», снятый в 2000 году.

Личная жизнь Биография Адама Мицкевича тесно связана с социально-политической деятельностью. Личная жизнь зачастую уходила на второй план, но, как любой творческий деятель, Мицкевич не был чужд чувств. Будучи студентом университета, он впервые влюбился. Избранницей поэта стала Марыля Верещако. Девушка принесла поэту вдохновение и первые пылкие чувства, но их счастью не суждено было сбыться. Отец Марыли сосватал дочь графу Вавжинцу Путткамеру, и их свадьба состоялась в 1821 году. Несмотря на потерю, поэт сохранял чувства к возлюбленной. Она была его музой на протяжении долгого периода.В 1834 году Мицкевич обрел семью. Его женой стала Целина Шимановская, дочь пианистки, чьи салоны поэт посещал, находясь в Петербурге. В союзе родились 6 детей. Так как общественная деятельность всегда преобладала среди приоритетов Адама, он не строил карьеру, стремясь обеспечить семью. Зарабатывая педагогической деятельностью, Мицкевич не забывал о призвании. В 1841 году он оказался под влиянием Анджея Товяньского, пропагандирующего мессианство и мистические учения. Адам начал рассказывать об интересующих его теориях студентам, за что получил отстранение от преподавания, а в 1851-м ушел в отставку. Мицкевич направил силы на формирование Польского легиона, провозглашающего независимость итальянцев, и был в числе издателей парижской газеты «Трибуна народов». Во французской столице в 1852-м литератор получил должность библиотекаря при Арсенале. Спустя 3 года скончалась его супруга. Заботы о детях волновали отца меньше, чем политические веяния. Он отдался мыслям о формировании Нового польского легиона.

Смерть. В 1855 году Мицкевич отправился в Константинополь, лелея планы о формировании новой организации. Ее целью было объединение французов и англичан в борьбе против русских в Крымской войне. Поэт был вдохновлен новыми планами. В пути он заболел холерой, которая и послужила причиной смерти. Тело Адама Мицкевича погребли в Париже. В 1890 году останки перевезли в Краков, где осуществили перезахоронение в Вавельском кафедральном соборе.

Интересные факты из жизни поэта, творчество и программные манифесты вдохновляли на создание портретов автора, исследование и анализ произведений. Вклад в философию и социальное движение того времени оценили после смерти литератора. В Варшаве, Кракове, Познани и Париже установлены памятники в его честь. В Польской библиотеке в Париже находится музей личных вещей поэта, основанный его сыном в 1903 году.

2.Крымское путешествие А. Мицкевича. Мицкевич в Крыму

Как ни странно, и маленький мой родной городок вошел в историю мировой литературы. Случилось это оттого, что Алушту, тогда даже не городок — поселение, воспел великий польский поэт Адам Мицкевич.

Путешествие Мицкевича в Крым состоялось летом 1825 года и современниками объяснялось просто: отчего бы романтическому поэту ни посетить романтические края? Если к тому же не так давно их посетил другой, тоже романтический и тоже изгнанный поэт — Александр Пушкин. Отчего молодому человеку не последовать за прекрасной пани Собаньской?

Дело житейское, обыкновенное: Александр Сергеевич из той же Одессы мечтал на паруснике проехаться в Гурзуф, да его не взяли Воронцовы. Может быть, слишком откровенно он вздыхал о Елизавете Ксаверьевне… А Мицкевича взяли, вот он и едет…

А почему взяли? Да как же не взять? Пани Собаньская — ему соотечественница, это, во-первых. А во-вторых, какой женщине не льстит столь пылкий и столь прославленный уже поклонник? Воронцов ждал от Пушкина — пусть воспоет его административную деятельность. Граф Витт, гражданский супруг пани Собаньской, сквозь пальцы смотрел на ухаживания поэта, тоже ждал от Мицкевича чего-то. А чего — доподлинно стало известно только в наши дни, в 1957 году, когда были разобраны некоторые архивы…

Но начнем с путешествия.

Общество подобралось не безукоризненное: генерал Иван Осипович Витт, начальник военных поселений и тайной полиции на юге России, некий прилипчивый натуралист по фамилии Бошняк… И все же язвительная красота, остроумие, образованность и приветливость Каролины Собаньской заставляли забыть многое.

Путь, который проделало общество, с точностью географического описания представляют нам "Крымские сонеты" Мицкевича. Читая их, мы видим лиловые поля солероса и счастливо-сонную волну круглых бухт Тарханкута, вместе с поэтом едем в возке, утонувшем в цветах медуницы, и нам так же, как ему, в первозданной степной тишине слышится и полет мотылька, и ход змеи, и трепет флага на только что оставленном корабле. А дальше — Бахчисарай, Байдары, Алушта, Чатыр-Даг.

Однако не точностью пейзажных деталей примечательны стихи, а тоской по далекому родному краю, напряженною философскою мыслью…

Надо сказать, что в путешествии был момент, когда Мицкевич оторвался от своих спутников, задержавшихся по делам в Евпатории — древнем Гезлеве, или Козлове, как еще одно время звали город. В одиночестве он пристальней вглядывался в пустынную степь и величественную красоту Чатыр-Дага, возникшего на горизонте "престолом, отлитым из тучи…" С Чатыр-Дага Крым открылся поэту почти весь; лежал, как карта, готовая для обозрения. Простор настраивал на размышления, вызывал особые чувства к горе, на самом деле вовсе не самой высокой среди южнобережных. И, противопоставляя Чатыр-Даг суетному миру, Мицкевич говорит:

Меж небом и землей, как драгоман творенья, —

Под ноги гром людей и земли подстелив, —

Внимаешь одному: глаголам провиденья.

Таков и ты быть должен, настоящий поэт, — невольно напрашивается продолжение мысли… Но не будем навязывать Мицкевичу не сказанного. Предположим только, что именно на Чатыр-Даге, в одиночестве, он мог задуматься, сколь мимолетны были его одесские светские радости, сколь опрометчиво он согласился на путешествие, которое пока что выделило его изо всех ссыльных соотечественников, а могло и отделить от них…

…Шло время, когда особенно волновался юг Европы, когда Средиземноморье кипело сражениями и предчувствием сражений; Греция, Кипр боролись за свободу; умы развивались, и политика была делом каждого третьего. Как раз в это время тайные общества, возникая из дружеских разговоров на пирушках холостых, вырабатывали свои программы и искали пополнения в свои ряды…

У Мицкевича был не только демонический профиль, но и мятущаяся душа, и очень легко можно представить, как горный ветер рвал его волосы и плащ, а он стоял над пропастью со сжатыми на груди руками и вглядывался вдаль: что несет время ему, что несет народам?

И не здесь ли, на Чатыр-Даге, Мицкевич решил, пока подоспеют его спутники, посетить в Гурзуфе другого изгнанного поляка, графа Олизара?

Густав Олизар был тоже поэт, но жизнь его текла строго и уединенно, не в пример одесским дням Мицкевича.

Очевидно, поэты разговаривали, встретившись, о Польше, России, о греческих патриотах и лорде Байроне. Теперь, после его смерти и после стихов Пушкина, невозможно было не говорить о нем в виду моря, под рокот волн. Скалы обступили уединенную бухту, пахло ветром, слетавшим с окрестных гор, запах этот был прохладен и чист, а также какая-то грусть проступала в нем: то в речных долинах цвел ломонос…

Могли ли говорить между собой поэты о тайных обществах?

Они не могли не говорить о них, пусть даже не зная точно, где, когда и кем те образованы, что предлагают.

…А через несколько дней, когда впечатления от свидания с Олизаром отошли, когда жаркое утро началось совместной поездкой с пани Собаньской в горы — Мицкевича ждала разительная неожиданность. Все было восхитительно в тот день: спелые колосья трав, пунцовые цветы дикой гвоздики, гибкий и сильный стан Каролины Собаньской, стянутый амазонкой.

Натуралист Бошняк, их докучный спутник, отстал, сославшись на головную боль и слишком резкое солнце. Вперемежку с вопросами о графе Олизаре пани Собаньская смеялась над натуралистом: как он полз по краю заросшего шиповником гребня! Интересно, что тому виной — трусость или близорукость?

Вечером, отправившись на обед к Витту, Мицкевич имел случай убедиться, что близорукостью страдал скорее он: за столом присутствовал и натуралист Бошняк. Витт вторично представил его, теперь уже в качестве человека, очень и очень помогающего государству вылавливать некоторых злонамеренных «букашек»! Поэт замкнулся, задумался. Знала ли Каролина об истинном лице Бошняка?

Утром по прибрежной тропе он поскакал на Аю-Даг и с высоты отвесного обрыва наблюдал за игрой волн. Может быть, думал об их неуловимом коварстве, о том, что женщина, ради которой он терпел общество Бошняка, тоже коварна не менее, чем красива. Однако коварство пани Собаньской скорее всего представлялось ему чисто женским, разбивающим послушные сердца. Его сердце не хотело быть послушным, и в восемнадцатом крымском сонете Мицкевич написал:

Не так ли, юный бард, любовь грозой летучей

Ворвется в грудь твою, закроет небо тучей,

Но лиру ты берешь — и вновь лазурь светла.

Не омрачив твой мир, гроза отбушевала,

И только песни нам останутся от шквала —

Венец бессмертия для твоего чела.

О себе он это говорил, или обращался к Олизару, безнадежно влюбленному в Марию Раевскую?..

…Осталась еще одна нераскрытая страница этого путешествия, о которой я упомянула в начале рассказа. Заключается же она в том, что архивные документы Третьего отделения с неопровержимой точностью установили: пани Собаньская была платным осведомителем будущего шефа жандармов Бенкендорфа. А Мицкевич в этой прелестной прогулке рассматривался, скорее всего, как приманка, на которую кто-то должен клюнуть. А там пойдет разматываться ниточка, та, что столько времени не давалась в руки генералу Витту.

…Я рада, что Мицкевич не узнал всего о Каролине Собаньской. Дойди до него, правда, он, возможно, не смог бы воспеть ни радужных лесов, роняющих красные искры росы, ни зарниц над морем, ни туч на вершине Чатыр-Дага. А так Алушта прочно вошла в историю мировой литературы: имя ее в названиях крымских сонетов Мицкевича "Алушта днем", "Алушта ночью".

 

3. «Крымские сонеты» -философские размышления о единстве мира природы и человеческой души в творчестве поэта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: