Чтение и анализ стихотворений «Ночь», «На Черном море», « Ночь в Крыму»

Отчего я люблю тебя, светлая ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! И за что я люблю тебя, тихая ночь! Ты не мне, ты другим посылаешь покой!.. Что мне звезды — луна — небосклон — облака — Этот свет, что, скользя на холодный гранит, Превращает в алмазы росинки цветка, И, как путь золотой, через море бежит? Ночь! — за что мне любить твой серебряный свет! Усладит ли он горечь скрываемых слез, Даст ли жадному сердцу желанный ответ, Разрешит ли сомненья тяжелый вопрос! Что мне сумрак холмов — трепет сонный листов — Моря темного вечно-шумящий прибой — Голоса насекомых во мраке садов — Гармонический говор струи ключевой? Ночь! — за что мне любить твой таинственный шум! Освежит ли он знойную бездну души, Заглушит ли он бурю мятежную дум — Все, что жарче впотьмах и слышнее в тиши! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Оттого, может быть, что далек мой покой!
          На Черном море Отрадней сна, товарищ мой, Мне побеседовать с тобой: Сердитый вал к нам в люки бьет; Фонарь скрипит над головой; И тяжко стонет пароход, Как умирающий больной. Ты так же ранен, как и я... Но эти раны жгут меня И в то же время холодят: Не спас меня хирурга нож, Но ты меня моложе, брат, И ты меня переживешь. Едва ли, впрочем, этот Крым, И этот гул, и этот дым, И эти кучи смрадных тел Забудешь ты когда-нибудь, Куда бы ты ни полетел Душой и телом отдохнуть. На лоне мира и любви. Ты вспомнишь - ужас! - ты в крови Топтал товарищей своих, Ты слышал их предсмертный хрип, Ты, раненый, близ ран моих Лежал, страдал и - не погиб. Какой ценой, ты вспомнишь, брат, Купили мы развалин ряд! Для человеческих ушей Гром неестественный гремел, Когда мы лезли из траншей На вал, скользя по грудам тел. Но грянул взрыв - последний взрыв... И я без чувств упал в обрыв. Когда ж очнулся... Боже мой! Какая тишь была вокруг! И страшен город был немой, И страшно нем был мой испуг. Стена была обагрена... Дым застилал, как пелена. Небесный свод - и от земли Тяжелый поднимался пар... Вдали пылали корабли, И отражал залив пожар. Ликуйте, гордые умы! Могилу храбрых взяли мы... Коварной славы сладкий дым, Ты горек нам, ты дорог нам! Но - фимиам необходим Кумиру и его жрецам. Когда ты снова посетишь Наш императорский Париж, Смутит тебя победный крик, Как пляска после похорон, Как сумасшедшего язык, Как смех, в котором слышен стон. Пускай наш новый полубог Вкушает славу!.. Я б не мог... Я для иного был рожден, Иные цели смел таить, И был, как бурей, увлечен Туда, где я не мог любить... И где, казалось бы, не след Мне умереть в чаду побед... Но - умираю... Все, что я Любил когда-то, в эту ночь Как будто около меня Стоит и не отходит прочь. Я вижу - вот моя семья... Вот мать... вот нежная моя Подруга... дети... Боже мой! А это кто?!. Иль это бред?.. Какой-то призрак роковой - В блестящей мантии скелет... Ужели смерть?.. Зачем она, Грозя, кричит: "Пылай, война! Враждуйте, племена всех стран! Вот вам республика и трон, И христианство, и Коран, Мадзини, и Наполеон!" Скажи, что значу я пред ней Со всею гордостью моей?.. Ее десница мне на грудь Легла - и я, как тряпка, смят! Освободи, брат! дай вздохнуть!.. Ага! да ты уж умер, брат! Июля 20 дня, 1855

Вопросы для самоконтроля.

1. Чем замечательна биография Я. Полонского.

2. Отметьте особенности поэтики Я. Полонского.

Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

 

                                          ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7.

Дисциплина: Родная литература.

Тема 3.3. А.К. Толстой и его цикл «Крымские очерки».

Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

предметные:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

 личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция обзорная

План занятия:

1. Историко-биографическая справка о пребывании А. К. Толстого в Крыму.

2. Общая характеристика поэтического цикла «Крымские очерки» (1856-1858)

Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.

Литература:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.

2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.

3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.

4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html

5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/

 

   

                                      Содержание занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: