Отчего я люблю тебя, светлая ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! И за что я люблю тебя, тихая ночь! Ты не мне, ты другим посылаешь покой!.. Что мне звезды — луна — небосклон — облака — Этот свет, что, скользя на холодный гранит, Превращает в алмазы росинки цветка, И, как путь золотой, через море бежит? Ночь! — за что мне любить твой серебряный свет! Усладит ли он горечь скрываемых слез, Даст ли жадному сердцу желанный ответ, Разрешит ли сомненья тяжелый вопрос! | Что мне сумрак холмов — трепет сонный листов — Моря темного вечно-шумящий прибой — Голоса насекомых во мраке садов — Гармонический говор струи ключевой? Ночь! — за что мне любить твой таинственный шум! Освежит ли он знойную бездну души, Заглушит ли он бурю мятежную дум — Все, что жарче впотьмах и слышнее в тиши! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Оттого, может быть, что далек мой покой! |
На Черном море Отрадней сна, товарищ мой, Мне побеседовать с тобой: Сердитый вал к нам в люки бьет; Фонарь скрипит над головой; И тяжко стонет пароход, Как умирающий больной. Ты так же ранен, как и я... Но эти раны жгут меня И в то же время холодят: Не спас меня хирурга нож, Но ты меня моложе, брат, И ты меня переживешь. Едва ли, впрочем, этот Крым, И этот гул, и этот дым, И эти кучи смрадных тел Забудешь ты когда-нибудь, Куда бы ты ни полетел Душой и телом отдохнуть. На лоне мира и любви. Ты вспомнишь - ужас! - ты в крови Топтал товарищей своих, Ты слышал их предсмертный хрип, Ты, раненый, близ ран моих Лежал, страдал и - не погиб. Какой ценой, ты вспомнишь, брат, Купили мы развалин ряд! Для человеческих ушей Гром неестественный гремел, Когда мы лезли из траншей На вал, скользя по грудам тел. Но грянул взрыв - последний взрыв... И я без чувств упал в обрыв. Когда ж очнулся... Боже мой! Какая тишь была вокруг! И страшен город был немой, И страшно нем был мой испуг. Стена была обагрена... Дым застилал, как пелена. Небесный свод - и от земли Тяжелый поднимался пар... Вдали пылали корабли, И отражал залив пожар. | Ликуйте, гордые умы! Могилу храбрых взяли мы... Коварной славы сладкий дым, Ты горек нам, ты дорог нам! Но - фимиам необходим Кумиру и его жрецам. Когда ты снова посетишь Наш императорский Париж, Смутит тебя победный крик, Как пляска после похорон, Как сумасшедшего язык, Как смех, в котором слышен стон. Пускай наш новый полубог Вкушает славу!.. Я б не мог... Я для иного был рожден, Иные цели смел таить, И был, как бурей, увлечен Туда, где я не мог любить... И где, казалось бы, не след Мне умереть в чаду побед... Но - умираю... Все, что я Любил когда-то, в эту ночь Как будто около меня Стоит и не отходит прочь. Я вижу - вот моя семья... Вот мать... вот нежная моя Подруга... дети... Боже мой! А это кто?!. Иль это бред?.. Какой-то призрак роковой - В блестящей мантии скелет... Ужели смерть?.. Зачем она, Грозя, кричит: "Пылай, война! Враждуйте, племена всех стран! Вот вам республика и трон, И христианство, и Коран, Мадзини, и Наполеон!" Скажи, что значу я пред ней Со всею гордостью моей?.. Ее десница мне на грудь Легла - и я, как тряпка, смят! Освободи, брат! дай вздохнуть!.. Ага! да ты уж умер, брат! Июля 20 дня, 1855 |
Вопросы для самоконтроля.
|
|
|
|
1. Чем замечательна биография Я. Полонского.
2. Отметьте особенности поэтики Я. Полонского.
Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7.
Дисциплина: Родная литература.
Тема 3.3. А.К. Толстой и его цикл «Крымские очерки».
Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.
Планируемые результаты:
предметные:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- понимание темы высказывания,
- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;
- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации
- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.
личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: лекция обзорная
План занятия:
1. Историко-биографическая справка о пребывании А. К. Толстого в Крыму.
2. Общая характеристика поэтического цикла «Крымские очерки» (1856-1858)
Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.
Литература:
1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.
2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.
3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.
4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html
5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/
Содержание занятия.