Характер и темперамент человека

 

Сущность характера. Не каждый поступок или на-мерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них яв-ляются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому челове-ку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неува-жение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности.

 

Характер человека —это совокупность его отно-сительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках.

 

Характер определяется не только тем, что человек де-лает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о поведении в целом и позво-ляют понять характер человека.

 

Типы и черты характера. Каждая эпоха,каждая куль-тура порождает свои характеры. Типичные черты харак-тера, общие для многих людей, определяются теми исто-рическими условиями, в которых они живут и действуют.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


16 Тема 1. Общественная сущность человека

Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осу-ществляется его воспитание и самовоспитание.

 

Свойства и устойчивые отношения человека обычно на-зывают чертами его характера. Характер включает две основные группы черт. К первой группе относятся те чер-ты, в которых проявляются отношения человека к окру-жающей действительности, к другим людям и к самому себе, к порученному делу. Ко второй группе относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управ-лять своим поведением.

 

Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875— 1961) выделил два основных типа характера. Они раз-личаются преобладающей направленностью на внешний или на внутренний мир человека. Первый тип составляют экстраверты (от лат. extra —вне,снаружи иverto —об-ращаю) — люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха

 

и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.

 

Второй тип — это интроверты (от лат. intro — внутрь

 

и verto — обращаю), главный интерес которых направлен на их внутренний мир, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать чрезмерного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют. В «чистом» виде экстраверт-ные и интровертные характеры встречаются нечасто; обыч-но соответствующие черты характера преобладают в том или ином отношении.

 

В зависимости от степени развития волевых черт раз-деляют сильные и слабые типы характера. Слабохарактер-ность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с добрыми намерениями и правильным пониманием стоя-щих задач. Без должной настойчивости, последовательно-сти и упорства ни одна поставленная цель так и не будет достигнута.

 

Пути формирования характера. Характер не даётся че-

 

ловеку полностью готовым от природы. Правда, он начинает

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 2. Характер и темперамент человека 17


 

 

Поль Шарль Чокарн-Моро. Неприятный сюрприз (нач. XX в.)

 

проявляться уже у маленьких детей, которые, как правило, стараются всё делать по-своему. Упрямство, свойственное детям, особенно в возрасте около трёх лет, является первым ростком будущего характера. Конечно, пустое упрямство — неприятная черта, но важно то, что в упрямстве ребёнок под-чёркивает свою самостоятельность. Со временем оно может развиться в такую важную черту характера, как упорство в достижении поставленной цели.

 

Твёрдый характер означает способность человека про-тивостоять внешним влияниям, вырабатывать собственное понимание того, что нужно делать, и последовательно до-биваться намеченного. Такой характер позволяет человеку быть самостоятельной личностью.

 

Человек со сложившимся твёрдым характером способен осуществлять самоформирование. Он может выявить соб-ственные недостатки и будет стараться устранить их, одно-временно усиливая те положительные качества, которые даны ему от природы. Так, известный русский полководец

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


18 Тема 1. Общественная сущность человека

А. В. Суворов от рождения был очень болезненным. За-каляясь и тренируясь, он смог укрепить своё здоровье и вместе с тем воспитать в себе мужество, решительность и находчивость, которые позволили ему стать талантливым военачальником.

 

Таким образом, характер человека основывается на при-родных задатках и формируется в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в формирова-нии характера личности играет её осознанное и ответствен-ное отношение к себе, умение ставить перед собой чёткие задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с налажива-нием хороших отношений с людьми, а также с развитием своих способностей и неустанной работой над собой.

 

Характер формируется в процессе деятельности. На-ши поступки влияют на наш образ жизни, на наши при-вычки. Закрепляясь, эти привычки становятся чертами характера.

 

Говорят, «привычка — вторая натура». Изменить при-вычки совсем не просто. Поэтому лучше не допускать за-крепления вредных привычек. И это относится не только

 

к курению или сквернословию, но и к необязательности, безответственности, легкомыслию, склонности к пустому, бессмысленному времяпровождению и т. д. Мы сами та-ковы, каковы наши привычки. Из них во многом скла-дывается характер, а от него зависит, какой будет наша жизнь. В этом смысле каждый человек — хозяин своей судьбы, поскольку он сам определяет свои поступки, может влиять на свои привычки, а через них и на свой характер.

 

Темперамент, его роль в жизни человека. Все людиотличаются друг от друга особенностями поведения: одни — подвижны, энергичны, другие — медлительны; одни — эмоциональны, другие — спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Дина-мику человеческого поведения можно сравнить с течени-ем реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плав-но, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


 

И. П. Павлов

§ 2. Характер и темперамент человека 19

отличаются и действия, поведение разных личностей, ди-намические характеристики которых во многом зависят от темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum —соразмер-ность, соотношение) — это совокупность индивидуаль-ных особенностей, которые придают своеобразие пове-дению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

Учение о темпераменте берёт начало в далёком про-шлом. Ещё древнегреческий врач Гиппократ учил, что

в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёл-тая жёлчь (по-гречески «cholē») и чёрная жёлчь (от грече-ских «melas» — чёрный, «cholē» — жёлчь). Смешивание этих жидкостей и преобладание какой-то из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темперамен-та: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.

 

Темперамент — врождённая характеристика челове-ка. Она проявляется с самого рождения и почти не из-

меняется в течение жизни. Выдаю-щийся русский физиолог И. П. Пав-лов (1849—1936) научно объяснил происхождение темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родите-лей. Работа нервной системы опреде-ляется прежде всего соотношением её основных процессов — возбуждения и торможения. Процессы возбужде-ния и торможения у разных людей

неодинаково сильны. В зависимости от этого учёный выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной систе-мы, как её уравновешенность или неуравновешенность,

а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента.

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


20 Тема 1. Общественная сущность человека

 

Характеристика типов темперамента

     
Тип    
темпера-   Характеристика типа темперамента
мента    
     
1   2
     
Сангвиник   Человек подвижный, весёлый, общительный. Лег-
    ко сходится с людьми. В большой компании не-
    знакомых людей чувствует себя как рыба в воде.
    Его отличает доброта, желание прийти на помощь.
    Он активен, энергичен, легко приспосабливается к
    новым условиям жизни. Охотно берётся за дело,
    но может не довести его до конца. Напряжённая
    умственная и физическая работа его быстро утом-
    ляет. И. П. Павлов называл его: «Горячий продук-
    тивный деятель», но лишь тогда, когда много ин-
    тересных дел. В противном случае он становится
    скучным и вялым
     
Холерик   Человек быстрый, порывистый, с большой жиз-
    ненной энергией. И. П. Павлов так определял этот
    темперамент: «Боевой, задорный, легко раздра-
    жающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и
    ярко, но так же быстро потухают. Настроение часто
    меняется. В общении с людьми холерики бывают
    вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с
    таким характером за дело берётся страстно, увле-
    чённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему
    невмоготу. Не любит выполнять работу, которая
    требует длительной концентрации внимания, спо-
    койного, медленного темпа
     
Флегма-   Человек спокойный, медлительный; он никуда
тик   не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его
    трудно «вывести из себя». Движения и мими-
    ка невыразительны; не любит новых знакомств,
    для него важнее общаться с одними и теми же
    людьми. Он настойчивый и упорный работник.
    И. П. Павлов его так и называл: «Упорный тру-
    женик жизни»
     

 


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


  § 2. Характер и темперамент человека

21

 
     
 

Окончание таблицы

 
       
1 2    
       
Меланхо- Человек очень чувствительный, обидчивый, легко    
лик ранимый. Голос тихий. Движения невыразитель-    
  ны. Плачет тихо. Редко смеётся во весь голос.    
  Если он переживает, то долго, сильно и глубоко.    
  Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан    
  и слов на ветер не бросает, дорожит хороши-    
  ми отношениями с окружающими людьми. Хоро-    
  шо справляется с малоинтересной, монотонной    
  работой, сохраняет при её выполнении высокую    
  работоспособность. В привычной, спокойной об-    
  становке работает очень продуктивно, но плохо    
  приспосабливается ко всему новому. При малей-    
  ших трудностях у него опускаются руки. И. П. Пав-    
  лов говорил о нём так: «Меланхолик теряется в    
  новых условиях жизни»    
       

 

Итак, мы охарактеризовали типы темперамента. Теперь вы легко сможете определить как собственный темпера-мент, так и темперамент близких вам людей.

 

Между тем далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпера-ментов. У большинства из них особенности одного темпе-рамента сочетаются с характерными признаками другого.

 

В одних жизненных ситуациях у человека проявляется, например, сангвинический тип, а в других — флегмати-ческий. Или, скажем, человек может быть холериком, но стремиться действовать как сангвиник.

 

В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов по-казали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте существует и опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника — легкомыслие, непоследовательность в

 

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


22 Тема 1. Общественная сущность человека

делах, у меланхолика — чрезмерная замкнутость, застен-чивость, у флегматика — пассивность, вялость, безраз-личие.

 

Не следует оправдывать темпераментом то, что является результатом невоспитанности. Например, несдержанным и бестактным может быть человек любого темперамента. И в любом случае от этих качеств нужно избавляться. Поэтому важно найти применение положительным сторонам своего темперамента и научиться сдерживать или преодолевать связанные с ним отрицательные черты.

 










Некоторые выводы

 

1. Характер проявляется в поступках и действиях.

 

2. В зависимости от того, направляется внимание человека преимущественно на внешний мир или на внутренний, различают два типа характера — экс-траверты и интроверты. 3. Волевой человек способен преодолевать отрицательные черты своего характе-ра, не допускать возникновения вредных привычек.

 

4. От темперамента зависит своеобразие поведения и деятельности человека, степень его жизненной актив-ности.

 

?! Вопросы и задания

 

1. Что мы понимаем под характером человека? Любая ли осо-бенность человека может считаться чертой его характера?

 

2. В чём состоят различия между сильным и слабым харак-тером?

 

3. Каковы основные черты характера экстраверта и интро-верта?

 

4. Продолжите перечень сказочных персонажей и определите их темперамент: Снежная Королева — флегматик, Малень-кая Разбойница — …, Золушка — …, Дюймовочка — …, Черепаха Тортила — ….

 

5. Охарактеризуйте основные типы темперамента. Как влияют их особенности на выполнение работы?

 


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: