Направленность личности


 

23

 


 

Мотивы. В жизни мы совершаем множество поступков,выполняем различные виды деятельности. Всё это — про-явления активности личности. В основе активности лежат различные мотивы. Мотив (фр. motif от лат. movere — двигать) есть то, ради чего человек выполняет те или иные действия.

 

Важно выяснить, куда направляется активность, на что она ориентирована. Так, многие учащиеся после оконча-ния школы нацеливают себя на поступление в вуз. Однако

 

в основе одной и той же цели у них могут быть разные мо-тивы. Для одного — это желание стать хорошим специали-стом, для другого — престижность профессии или вуза, для третьего — получение диплома о высшем образовании. Как видим, цель внешне одна и та же. Однако если она достигнута, то у вчерашних школьников, ставших студен-тами, активность будет иметь разную направленность. Од-ни будут стремиться к глубокому овладению знаниями и умениями, нужными для работы по специальности, другие не станут особенно напрягаться, надеясь на «авось». Если

 

в процессе учёбы направляющий её мотив не изменится, то некоторым таким студентам придётся покинуть вуз.

 

Направленность личности —это совокупностьустойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях.

 

Так, может случиться, что после окончания школы вы изберёте определённую профессию, а ваши родители не согласятся с таким выбором, потому что они видят ваше будущее по-другому. Если несмотря на это вы продолжите стремиться к достижению поставленной цели, то в устой-чивой линии поведения проявится направленность вашей личности.

 

К устойчивым мотивам относят убеждения, интересы,

 

установки.

 

Убеждение —это твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


24 Тема 1. Общественная сущность человека

и недостойном. Если вы способны выполнять свои обещания, действовать так, как считаете нужным и правильным, активно отстаивать свою правоту, доказывая её словом и делом, это означает, что ваши убеждения соответствуют вашему поведению и направляют его. Если же ваши сло-ва и дела расходятся, если вы намечаете одно, а делаете совсем другое, то ваша система убеждений неустойчива, неэффективна, вы не всегда можете объяснить причины своих поступков и решений. В итоге ваша деятельность и поведение в целом становятся непонятными для окружаю-щих. Получается, что вы не знаете, чего хотите достичь,

 

и насколько то, что вы провозглашаете в качестве своих намерений, действительно важно для вас. Только разо-бравшись в себе и учтя мнение окружающих о том, что вы говорите и делаете, вы сможете выработать действенные убеждения.

 

Интересы и потребности. В процессе практическойдеятельности, а также в познании окружающего мира важную роль играют человеческие интересы. Интерес (от лат. interest — важно) — это реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и прак-тическую деятельность. Вспомните ситуации, в которых вы сталкивались с чем-то новым, необычным. Вопрос, который вы тотчас ставите перед собой («Что это?» или «Что такое?»), и есть проявление интереса к тому, что при-влекло ваше внимание. Если же в вашей жизни возникла практическая проблема, то, осознав её, вы сразу же про-являете интерес к путям и средствам её решения.

 

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему лю-ди выбирают разные профессии? Наверно, здесь важны

 

и советы родителей, и желание быть похожим на авто-ритетного для вас человека, и престижность профессии. Влияет также специальный интерес к определённому виду деятельности.

 

Специальный интерес —это внутреннее побуждение ккакой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься избранным де-лом. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей. Они направляют наше

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 3. Направленность личности 25

внимание, побуждают к активности, делают жизнь осмыс-ленной и яркой, тогда как их отсутствие препятствует развитию и реализации способностей.

 

Наши интересы могут быть «эгоцентрическими», т. е. направленными преимущественно на собственную лич-ность (от лат. ego — я, centrum — центр). Эгоцентриче-ский интерес характеризуется тем, что человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, сколько производимое им впечатление, демонстра-ция своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлени-ям, к созданию новых полезных вещей.

 

В основе интересов лежат потребности. Потребность понимается как нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни. Мы не всегда чётко осозна-ём свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, т. е. разобрались в том, что нам действительно нужно, по-требности превращаются в интересы.

 

Наши интересы могут быть направлены на удовлетворе-ние материальных потребностей, прежде всего тех из них, которые связаны с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности. Мы заинтересованы в получении бла-гоустроенного жилища, качественном и сбалансированном питании и т. д. Но все мы понимаем, что в жизни важ-ны не только разнообразные материальные блага. Вернее сказать, потребление многих из них не связано с острой жизненной необходимостью, скорее, оно служит интересам самоутверждения (например, иметь дорогой автомобиль) или самореализации, развития своих способностей. Так, музыканту нужны инструменты, нередко очень дорогие; занятия некоторыми видами спорта тоже требуют хороше-го и дорогого снаряжения, инвентаря.

 

Наряду с материальными нашу деятельность направляют интересы социальные и духовные. Они могут быть сконцен-трированы в какой-то одной области; всё остальное в этом случае менее интересно и делается как бы механически. Но они могут быть и распределены между различными видами деятельности. Тогда можно говорить о разносторонности

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


26 Тема 1. Общественная сущность человека

личности, имея в виду богатство её интересов. Правда, здесь возникает опасность того, что интересы становятся поверхностными, потому что глубоко и основательно зани-маться разными делами обычно не удаётся.

 

Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. Устойчивый и глубокий интерес

 

к какому-то делу позволяет надеяться на значительные результаты. Когда у выдающегося английского физика И. Ньютона (1643—1727) спросили, как ему удалось от-крыть закон всемирного тяготения, ответ был такой: «Я думал над этим постоянно в течение многих лет».

 

На протяжении жизни интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребно-стей. Личность — активный субъект деятельности. Чем шире область познаний человека, чем выше его достиже-ния, чем активнее он участвует в общественной жизни, тем динамичнее и разнообразнее его интересы, тем более насыщенно и интересно протекает его жизнь.

 






Установки.

 

Установка —это состояние готовности человекасовершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.

 

Установка личности сильно влияет на результаты дея-тельности. Например, для спортсмена, участвующего в от-ветственных соревнованиях, очень важна установка на до-стижение наивысшего результата, на победу. Для ученика на уроке важна настроенность на внимательное отношение

 

к выполнению заданий, восприятие нового материала. Как только эта установка теряется, эффективность работы на уроке резко снижается.

 

Наша установка влияет на настроение, в котором мы что-то делаем; она сказывается на общении с окружающи-ми. Если действует установка на доброжелательные, дру-желюбные отношения, то люди это сразу же ощущают и обычно сами начинают относиться к нам доброжелательно. Установки на выполнение определённой деятельности или достижение какого-то результата тесно связаны с нашим прошлым опытом, который как бы подсказывает, что и как нужно делать. Такая подсказка необязательно ясно

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 3. Направленность личности 27

 

 

В. И. Суриков. Переход Суворова через Альпы (1899)

 

сформулирована, отчётливо выражена в словах, но она не-обходима для возникновения готовности действовать.

 

Самовоспитание. Если человек стремится жить осмыс-ленно, полнее реализовать свои способности, он может осо-знанно двигаться по пути личностного саморазвития. Стать лучше хотят, наверно, все люди, но систематически занима-ются самовоспитанием немногие. Почему это происходит? Для работы над собой человеку необходима определён-ная готовность, связанная с наличием таких качеств, как

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


28 Тема 1. Общественная сущность человека

целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание и восприимчивость к воспитанию.

 

Целеустремлённость предполагает наличие жизненнойцели, умение подчинить свои поступки и действия её до-стижению.

 

Самокритичность обеспечивает объективную самооцен-ку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет програм-му самовоспитания.

 

Требовательность к себе помогает перевести замеча-ния, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает по-требность стать лучше.

 

Самообладание,которое ещё называют выдержкой или хладнокровием,требуется для того,чтобы не паниковать

 

и не суетиться, быть волевой личностью. А восприим-чивость к воспитанию означает способность правильнопонять и принять воспитательные воздействия педагогов, родителей, других авторитетных для вас людей, умение использовать имеющиеся условия для своего духовного роста, совершенствования.

 

Для успешного самовоспитания необходима нравствен-ная и волевая готовность. Следует быть максимально благожелательным к требованиям педагогов, советам и пожеланиям родителей добросовестно учиться.

 

Самовоспитание призвано обеспечить преемственность культуры, трудового опыта и нравственных ценностей народа. Ещё в детстве из сказок человек узнаёт о добре

 

и зле, о богатырях и мудрецах. Так создаётся идеал — представление о высшей степени совершенства, которое является важным фактором самовоспитания.

 

В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место в жизни, успешно реализует себя, кто непрерывно изменяется сам, совершенствует свои силы и способности. Самовоспитание — это способ обеспечения согласованности между процессами развития общества и формированием собственной личности. Самовоспитание прежде всего необ-ходимо самому человеку для конструктивного социального

 

и личностного самоопределения и самоутверждения, для

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 4. Духовный мир человека 29

того, чтобы не растеряться в затруднительных ситуациях, не соблазниться ложными ценностями, а правильно вы-брать жизненные ориентиры и стать достойным гражда-нином своей страны.

 




Некоторые выводы

 

1. Важнейшие разновидности устойчивых мотивов — это убеждения, интересы, установки. 2. Интерес к какому-либо виду деятельности во многом определяет выбор профессии. 3. Осмысленно живущий человек работает над собой, вырабатывает качества, значимые для конструктивного социального и личностного са-моопределения и самоутверждения.

 

?! Вопросы и задания

1. Что понимают под направленностью личности?

 

2. Какое влияние оказывают способности и характер на на-правленность личности?

 

3. На конкретных примерах покажите взаимосвязь интересов и потребностей.

 

4. Какую роль играют убеждения в жизни человека?

 

5. Объясните, какая связь существует между убеждениями и интересами. Приведите примеры такой связи.

 

6. Какого человека вы бы назвали воспитанным?

 

7. Охарактеризуйте качества, необходимые человеку для ра-боты над собой.

 

8. Важную роль в успешном самовоспитании личности играют такие её качества, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание. Проиллюстрируйте каждую из названных черт конкретными примерами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: