Крым. Исмаил Гаспринский Его зовут «Ешиль ада» - Зелёный остров. Чатыр- даг Шатром над ним, А там, внизу, Вьют виноградники лозу И соком залили плоды Зеленоглавые сады. Напившись чистых горных вод, Поля тучней из года в год. Холмы укутались в леса, А в бирюзовых небесах Хор птиц в хрустальной чистоте Слагает гимны красоте. Его зовут «Ешиль ада». Пасутся на яйле стада- Горою тонкое руно. Рекою золотой зерно. | Поля, сады; сады, поля - Обетованная земля. И берегут ее красу Бахчисарай и Карасув. Его зовут «Ешиль ада» Здесь в стародавние года Бурлила жизнь, звучал сантыр, Что ни мужчина, то батыр! Отчизна пала под крестом. На острове полупустом Звучат чужие языки, Сжимая сердце от тоски. Не забывайте ж никогда Родимый край - Ешиль ада, Ведь сладок будет даже дым, Когда вы возвратитесь в Крым- Отчизну мирного труда На родину, Ешиль ада! (С подстрочного перевода Елена Ножко ) |
Исмаил Гаспринский "Крым" Зовут его зелёный рай под Чатырдагом вечным. Сады его - один лишь край, а степи бесконечны. Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки, Когда стада овец в полях земли питают соком. А летом над страною роз с утра до ночи птицы Все славят винограда гроздь и золото пшеницы. Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая, Напомнят древность Карасу и мощь Бахчасарая. | Был светлый Крым в седую старь храним моим народом, Батыров и героев стать дала, ему природа. Пришла беда, погас очаг, обманут, оклеветан, Ушёл народ, пришёл чужак, язык его неведом. Но, дети, помните всегда, ЛИШЬ ВАША КРЫМ ОТЧИЗНА! Трудитесь, как велит судьба, и Крым вернётся к жизни. Зовут его зелёный рай под Чатыр-дагом вечным. Сады его - из края в край, а степи бесконечны |
|
|
Вопросы для самоконтроля.
1. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского
2. Издательская и просветительская деятельность Гаспринского
3. Романы "Арслан-къыз", "Молла Аббас", "Сто лет спустя"
4.Поэтическое наследие Гаспринского
Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17
Дисциплина: Родная литература.
Тема 5.5. Абибулла Одабаш- крымскотатарский писатель, филолог, педагог.
Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.
Планируемые результаты:
предметные:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
|
|
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- понимание темы высказывания,
- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;
- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации
- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.
личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: лекция обзорная
План занятия:
1.Сведения о писателе.
2.Анализ рассказа «Не забудет»
Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.
Литература:
1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.
2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.
3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.
4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html
5. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/
1. f00/s00/z0000005/ https://www.crimeantatars.club/history/abibulla-odabash-obstoyatelstva-smerti-neizvestny Абибулла Одабаш: обстоятельства смерти неизвестны
Содержание занятия.
Сведения о писателе.
Родился в 1891 году в селе Корбек неподалеку от Алушты. Среднее образование получил в Крыму, а продолжил обучение в Стамбуле. Там, получая университетское образование, напечатал первые стихи и поэму «Алтын ярыкъ» («Золотой блеск»).
В 1917 году вернулся в Крым, с 1917 по 1920 годы издавал журнал «Ешиль ада» («Зелёный остров»), позже — «Бильги» («Знание»).
В период с 1921 по 1928 годы Абибулла Одабаш преподавал в техникуме, в Крымском педагогическом институте (факультет крымско-татарского языка и литературы), создал несколько учебников по языку и литературе для крымско-татарских школ.
· С 1925 года в Симферополе выходит журнал «Окъув ишлери», в котором Одабаш публиковал свои педагогические, культурно-просветительские, литературоведческие статьи, стихотворения и рассказы. Молох сталинских репрессий прошелся железным катком по элите крымскотатарского народа. Среди пострадавших оказался и писатель, филолог и педагог Абибулла Одабаш.
26 октября 1928 года был арестован по делу «Милли Фирка» и приговорён к десяти годам лагерей. В 1937 году жена Одабаша Айше получила сообщение о смерти мужа, но время, место и обстоятельства смерти не известны.
Избранные труды[править | править код]
· Бахаревич З., Одабаш А. А. Крымскотатарские детские песни. — Симферополь: Крымгосиздат, 1926. — 48 с. (рус.) (кр.тат.)
· Одабаш А. А., Кая И. С. Руководство для обучения крымско-татарскому языку. — Симферополь: Крымгосиздат, 1924. — 108 с. (рус.) (кр.тат.)
o — 2-е изд. — Симферополь: Крымгосиздат, 1925. — 194 с. (рус.) (кр.тат.)
o — 3-е изд. — Симферополь: Крымгосиздат, 1926. — 214 с. (рус.) (кр.тат.) https://www.crimeantatars.club/history/abibulla-odabash-obstoyatelstva-smerti-neizvestny