Анализ рассказа «Не забудет»

Абибулла Одабаш, как и большинство других крымскотатарских писателей, по образованию педагог. Как и другие лучшие представители крымскотатарской интеллигенции, репрессирован: в декабре 1928 года был приговорен к смерти за участие в Милли Фирка «в качестве ее теоретика в борьбе с Советской властью».

 

Однако в январе 1931 года смертная казнь была заменена 10 годами лагерей. Из заключения А.Одабаш так и не вернулся. Время, место и обстоятельства смерти писателя не известны.

 

На мой взгляд, тому, кто внимательно прочтет рассказ «Не забудет», раскроются тайны души и мировоззрения крымских татар.

Абибулла Одабаш в рассказе «Не забудет» очень точно передал душевное состояние подростка, раскрыл его богатый внутренний мир.

 

Вначале может показаться: девочка-сирота стремится попасть в интернат, чтобы избавиться от постоянных побоев и ругани тети Яшар.

 

Но потом выясняется, что ею движет нечто, еще не осознанное, еще не облеченное в форму мыслей и слов. Ей трудно это сделать ввиду своего юного возраста: «… Эсма пыталась разобраться в своих чувствах, сформулировать их, но не находила слов!»

 

Это нечто – желание творить добро, служить народу. В последнее мгновение, когда арба с учителем вот-вот могла скрыться из вида, Эсма поняла, что теснило ей грудь:

 

«… Исмаил ага, джаным, там у нас есть сосед, Усеинчик. Он тоже сирота. Скажи ему, что я его не забуду. Пожалуйста, скажи ему, что я уговорю учителей, чтобы и его приняли в эту школу… Подожди, Исмаил ага, там, в селе, еще сироты есть. Я никого не забуду... Ты говорил, что весь наш народ сирота. Я не забуду и наш невежественный, живущий в темноте народ...»

 

Откуда такая сила добра и долга в хрупкой, болезненной девочке?

 

Вот что утверждает Абибулла Одабаш.

 

Во-первых, от родной земли: «Ранним утром воздух полон чудесных запахов. Птицы поют, журчат стекающие с гор ручейки – у каждого своя песня. Эсма рвет для мамы цветы. Рядом прыгают, играя, пушистые, как ватные комочки, козлята. Какое удовольствие собирать табак в поле!..»

 

Любовь к родной земле делает каждого похожим на древнегреческого Антея, который обновлял свои силы, прикасаясь к матери-земле. Геракл поднял Антея, оторвав его земли, и только тогда смог убить его.

 

Во-вторых, эта сила от родителей: «Яраббим, помоги мне!.. Я никогда не ослушаюсь тебя, …никому не буду врать. Мама говорила, что бить животных – грех. …Я никого никогда не ударю, ни одной живой души не обижу, ни о ком не буду сплетничать…»

 

И, в-третьих, положительные задатки в девочке могли бы так и остаться неосознанными, размытыми, если бы рядом с ней не было учителя, вся роль которого в рассказе, на первый взгляд, сводится к тому, чтобы сопроводить девочек из села в город и «сдать» их в интернат.

 

Абибулла Одабаш смог несколькими штрихами создать образ настоящего учителя. Исмаил оджа появляется в рассказе как бы случайно, эпизодически, но всегда это переломные, очень важные в жизни героев моменты.

 

Писатель убежден, что учитель – это человек, формирующий и воспитывающий личность, для которой служение людям, народу – цель и смысл существования.

Вопросы для самоконтроля.

1.Сведения о писателе.

2.Анализ рассказа «Не забудет»

 

Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

 

 

                                             ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Дисциплина: Родная литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: