Опыт создания экологических советов в школах пришел к нам из Финляндии и был успешно апробирован в Петербурге, где в более, чем 40 образовательных учреждений появились и продолжают работу Экосоветники. Вокруг них формируется команда – Экологический Совет (или Экосовет).
В компетенцию школьного экосоветника входит помощь администрации и консультирование по экологически дружественным решениям в школе, распространение информации среди сотрудников школы, учащихся и их родителей.
Если вы читаете этот документ, значит вы уже задавались вопросом как сделать вашу школу экологически и климатически дружественной.
Для этого вам необходим Климатический план школы. Такие планы сейчас создаются по всему миру – на уровне стран, регионов, компаний, государственных учреждений, местных сообществ, школ.
Климатический план помогает перейти на путь низкоуглеродного устойчивого развития с использованием новых технологий, что ведет к снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему, а также обеспечивает эффективную адаптацию к изменениям климата.
Этапы создания климатического плана.
Создание команды. Команда должна состоять из педагогов и школьников, очень хорошо привлечь родителей и взаимодействовать с администрацией школы в подготовке и реализации плана. Ваша команда – Экосовет школы и ваша задача - вовлечь в действия по экономии энергии как можно больше людей, следуя своему климатическому плану. Важно, чтобы каждый член команды понимал, как связана экономия энергии с окружающей средой.
Энергоаудит. В Приложении 2 вы найдете подробный план, который поможет вам провести обследование школы и выявить причины потерь энергии. Обсуждение результатов аудита поможет вам увидеть самые актуальные задачи и составить план.
Климатический план. В плане должны быть записаны конкретные действия по устранению потерь тепла, повышению энергоэффективности вашей школы, а также мероприятия по информированию коллектива школы о том, как можно сохранять энергию и беречь ресурсы. Следует в цифрах просчитать, что дадут те или иные меры – сколько энергии будет сэкономлено, например, за год, если внедрить те или иные конкретные меры.
Чем больше действий по экономии энергии в вашем плане будет уже выполнено на период подачи проекта – тем больше баллов получает ваш проект. Также важно посчитать и оценить насколько каждый пункт вашего плана помогает снизить выбросы углекислого газа, и тем самым сделать вашу школу «Климатически дружественной».
| Федеральный округ | ||
| Населенный пункт | ||
| Название/номер школы | ||
| Количество учащихся | ||
| Экологический советник школы (ФИО, должность) | ||
| Энергосберегающие меры | Ожидаемый (или полученный) результат квт | Результат: снижение выбросов парниковых газов |
| Меры экономии электричества | ||
| Меры экономии тепла | ||
| Транспортные решения (экономия топлива) | ||
| Экономия воды | ||
| Другие меры – закупки, стиль жизни | ||
Вы можете придерживаться следующего шаблона для создания климатического плана:
Климатический план школы _________________________
Опишите вашу команду, кто в нее входит, кто за что отвечает.
Опишите, как ваша команда видит реализацию Климатического плана – на один год вперед:
- что можно сделать самим и как вы это планируете делать (или уже делаете),
- как вы двигаетесь от поставленной цели к пониманию, что именно надо делать, как информируете всех учеников и педагогов,
- как принимаете решения о первоочередных действиях, с чего начинаете практические действия.
- в чем могут помочь родители, энергосервисные организации, и как вы их планируете вовлечь.
- с какими предложениями вы пойдете к школьной администрации, в муниципалитет.
Очень кратко опишите ваши мечты на более далекое будущее.
Желаем вам удачи!
Приложение 2
к положению о Региональном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов
«Энергия и среда обитания» 2020 года
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЫ
В проведении энергетического обследования школы (энергоаудита) своими силами вам поможет таблица 1.
Для подсчета некоторых данных для этой таблицы предлагаются вспомогательные материалы, подсказки и дополнительные таблицы.
Таблица 1. Энергоаудит образовательного учреждения.
| Информация об образовательном учреждении: | |||||
| Номер/название: |
| ||||
| Район, адрес: |
| ||||
| Экосоветник (ФИО): |
| ||||
| Дата обследования: |
| ||||
| ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, связанные с потреблением энергии | ДА | НЕТ | Примеч. | ||
| 1. Использование энергии и воды |
| ||||
| Используются энергосберегающие или светодиодные лампы. Воспользуйтесь Таблицей 2 (ниже) для определения освещенности в вашем классе. |
| ||||
| Компьютеры и мониторы выключены из сети, когда не используются |
| ||||
| Свет выключается, когда в комнатах никого нет |
| ||||
| Бытовое электрооборудование (холодильники, посудомоечные машины, пылесосы и др.) имеют класс энергоэффективности не ниже «А». Обратите внимание на оборудование в школьной кухне. Попробуйте посчитать количество энергии, затраченное на работу электроприборов при помощи Таблицы 3. | |||||
| Температура в помещениях не выше 21 оC Если в одном или нескольких помещениях температура ниже, запишите измерения в Таблицу 4 и постарайтесь найти причину потерь тепла. | |||||
| Проводится мониторинг наличия щелей в окнах и дверях и других потерь тепла, состояния системы отопления. Если необходимо, производится ремонт | |||||
| Отопительные приборы не закрыты шторами и предметами мебели. | |||||
| В здании есть узел учета и регулирования тепла, счетчики расхода горячей и холодной воды. Для учета потерь потребляемой воды воспользуйтесь Таблицей 5 (ниже). | |||||
| Состояние труб постоянно проверяется, если найдены утечки, производится ремонт | |||||
| Водопроводные краны, душевые головки и омывательные устройства в туалетах не текут, а обнаруженные неисправности сразу ремонтируются. | |||||
| Другое | |||||
| 2. Транспорт | ДА | НЕТ | Примеч. | ||
| Ненужные транспортировки/поездки не производятся |
| ||||
| Сотрудники и учащиеся предпочтение отдают общественному транспорту. Для учета выбросов углекислого газа при поездке в школу и обратно, воспользуйтесь Таблицей 6. |
| ||||
| Поощряется использование велосипедного транспорта |
| ||||
| Есть стоянки для велосипеда | |||||
| Есть душ и раздевалки для персонала и учащихся | |||||
| Другое | |||||
| 3. Закупки | ДА | НЕТ | Примеч. | ||
| При выборе покупок отдается предпочтение местным товарам, чтобы избежать лишних выбросов углекислого газа при транспортировке | |||||
| Все совершенные покупки действительно необходимы | |||||
| Товары оцениваются не только с точки зрения цены, но и качества, влияния на окружающую среду, долговечности | |||||
| Предпочтение отдается экологически сертифицированным товарам и услугам, а также товарам, которые в дальнейшем можно сдать в переработку | |||||
| Не приобретаются одноразовые товары | |||||
| Другое | |||||
| 4. Информирование | ДА | НЕТ | Примеч. | ||
| Все сотрудники знакомы с темой энергосбережения | |||||
| Установлено сотрудничество с коллегами по экологическим вопросам | |||||
| Все инструкции по экологически ориентированным правилам понятны и доступны для всех | |||||
| Вопросы энергосбережения поднимаются на общих собраниях | |||||
| Экосоветники распространяют информацию в среде сотрудников и учащихся | |||||
| Другое | |||||
Таблица 2. Обследование освещенности рабочих мест
Обследование производится при помощи люксметра (прибор для измерения уровня освещенности).
Источники освещения рабочего места: (естественное освещение, лампы накаливания): ___________________________________________________ Дата____________________________ Время суток:__________
Измерение освещенности проводится на рабочей поверхности (парта, стол, доска и т.д.). Рекомендованные нормы освещенности на рабочем месте 500 люкс (по международным нормам). Можно использовать национальные или региональные нормы.
| Место измерения (название или номер помещения, описание точки измерения – парта, колонка, ряд, доска, стол учителя, лабораторный стол, другое) | Освещенность, ЛК | Соответствует ли нормам освещенности | Рекомендации | |
| Рекомендовано | Фактически | |||
| 500 | ||||
| 400 | ||||
Полезно составить карту освещенности помещения, нанеся на нее все рабочие зоны класса или кабинета. Это поможет найти решения.
Примеры возможных рекомендаций:
- дополнительные светильники или другое размещение рабочих мест (поближе к окнам);
- замена ламп на светодиодные;
- использование местного освещения там, где это удобно;
- установка автоматических регуляторов света;
- установка датчиков, включающих свет в конкретном месте только при появлении людей.
Справка
Люминесцентная лампа при той же яркости использует в 4 раза меньше энергии, чем лампа накаливания, а светодиодная – в 10 раз меньше, чем лампа накаливания. Но люминесцентные лампы содержат ртуть, и их нельзя выбрасывать в общий мусорный банк, надо сдавать только туда, где принимают опасные отходы.
Таблица 3. «Энергетический паспорт приборов и оборудования».
| Наименование электроприбора | Мощность (Вт) | Количество (шт) | Время работы в сутки (ч) | Потребляемая энергия в сутки (кВт*ч) |
| Энергосберегающая лампочка | ||||
| Лампочка | ||||
| Компьютер | ||||
| Проектор | ||||
| Холодильник | ||||
| другое | ||||
Обсуждение: Обсудите с ребятами результаты, как можно сэкономить энергопотребление приборами и оборудованием (замена, правильное использование и т.д.)
Таблица 4. Паспорт теплового энергетического обследования
| Место измерения ( помещение, точка) | Температура, оС | Причина потери тепла | Рекомендации | |
| рекомендованная | фактическая | |||
| 18-20 | ||||
Важно измерить температуру около окон, дверей, у стен, и на рабочих местах учеников. Это поможет выявить наиболее холодные зоны и причины потерь тепла.
Обсудите результаты: выводы и рекомендации. Каждая группа должна найти причины возникновения потерь и пути их устранения. Сделайте выводы о том, что наши потребности в применении энергии в полезных целях должны удовлетворяться при минимальных бесполезных затратах (первый принцип энергосбережения).
Таблица 5. Паспорт учета потери потребляемой воды.
| Объект использования | Замечания | Способ устранения |
| Умывальник | Например, утечка или просто незакрытые краны | |
| Унитазы, писсуары | ||
| Техническая раковина (если спец. кабинет) | ||
| Душ (если спортивный класс) |
Попробуйте оценить суммарную потерю воды за сутки: подставьте под «утекающую струю» стакан или банку известного объёма и замерьте время его наполнения. Потом пересчитайте по формуле: Потеря воды за сутки (л) = Объем стакана (л) х 86400 (кол-во секунд в сутках) / Длительность наполнения стакана (с)
Таблица 6. «Путь в школу и выбросы СО2»
| Способ передвижения | Длина маршрута, км | Количество поездок за год | Километров в год (A × B) | Выбросы СО2 на 1 км на пассажира, кг | Выбросы СО2 за год, кг (C × D) |
| Пешком | 0 | ||||
| На велосипеде | 0 | ||||
| На автомобиле | 0,2 | ||||
| На автобусе | 0,05 | ||||
| На троллейбусе | 0,03 | ||||
| На трамвае | 0,02 | ||||
| ИТОГО: |
Обсуждение
Обсудите преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения удобства, с точки зрения выбросов СО2. Постарайтесь акцентировать разговор на том, что личный выбор транспорта влияет на окружающую среду и изменение климата, при этом транспорт с небольшими выбросами CO2 дает возможность экономии энергии.
Результаты проведенного вами энергоаудита – это основа вашего Климатического плана действий.
Обсудите выводы и рекомендации с учениками, коллегами, с Экологическим Советом.
Представьте их администрации школы - это важно, так как школа имеет задачи снижать энергопотребление и должна каждый год за это отчитываться.
Подумайте, что можно сделать в первую очередь с малыми затратами.
Приложение 3
к положению о Региональном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов
«Энергия и среда обитания» 2020 года
На бланке организации
Региональный этап
Всероссийского конкурса школьных проектов
по энергоэкологии и изменению климата
«Энергия и среда обитания»
2020 год






