Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.
Предварительный выбор подшипников для каждого из валов редуктора проводится в следующем порядке:
1. Определить тип, серию и схему установки подшипников (табл. 27).
2. Выбрать типоразмер подшипников (прил. 8 – 13) по величине диаметра d внутреннего кольца, равного диаметру второй d 2 и четвертой d 4 ступеней вала под подшипники (для вала-шестерни конической – по диаметру четвертой d 4 ступени вала).
3. После определения геометрических параметров ступеней валов редуктора выписать основные параметры подшипников в табл. 28.
| 36 |
Таблица 26
| Ступень вала и ее размеры d и l | Размеры ступеней валов одноступенчатых редукторов, мм | |||||||||||||
| Вал–шестерня коническая | Вал–шестерня цилиндрическая | Вал–червяк | Вал колеса | |||||||||||
| 1–я под элемент открытой передачи или полумуфту | d 1 |
где Т 1,2 – вращающий момент на валу, Н∙м; [τ]к – допускаемое напряжение на кручение, [τ]к = 10…20 Н/мм2 (меньшие значения [τ]к – для быстроходных валов, большие [τ]к – для тихоходных). Если на 1-ю ступень вала устанавливается полумуфта, то полученный результат диаметра первой ступени необходимо согласовать с диаметром отверстия в ступице муфты (прил. 4 – 7); если элемент открытой передачи (шкив или звездочка), то результат округляют по ГОСТ 6636–69 до ближайшего большего значения. | ||||||||||||
| l 1 | l 1 = (0,8…1,5) d 1 – под звездочку; l 1 = (1,2…1,5) d 1 – под шкив. Полученный результат округлить до ближайшего большего числа по ГОСТ 6636-69. l 1 = (1,0…1,5) d 1 – под полумуфту (полученный в данном случае результат необходимо согласовать с длиной ступицы муфты l цил(прил. 4 – 7)). | |||||||||||||
| 2–я под уплотнение крышки с отверстием и подшипник | d 2 |
Полученный результат округлить до стандартного большего (табл. 34) |
Полученный результат округлить до кратного 5. | |||||||||||
| l 2 |
|
|
|
| ||||||||||
| 3–я под шестерню, колесо | d 3 |
возможно
|
возможно при (табл. 29, в) |
| ||||||||||
| l 3 | l3 определить графически на эскизной компоновке | |||||||||||||
| 4–я под подшипник | d 4 |
полученный результат округлить до кратного 5. |
| |||||||||||
| l 4 | l4 определить графически |
где с – размер фаски | ||||||||||||
| 5–я упорная или под резьбу | d 5 | d 5 под резьбу определить в зависимости от d 2 (табл. 34) | Не конструируют |
| ||||||||||
| l 5 |
| l 5 определить графически на эскизной компоновке | ||||||||||||
| Примечания. 1. Значения высоты буртика t, ориентировочные величины фаски вала с и ступицы f, координаты фаски подшипника r определить в зависимости от диаметра соответствующей ступени d: | ||||||||||||||
| d | 17…24 | 25…30 | 32…40 | 42…50 | 52…60 | 62…70 | 71…85 | 90 | ||||||
| t r f c | 2 1,6 1 1 | 2,2 2 1 1 | 2,5 2,5 1,2 1,6 | 2,8 3 1,6 1,6 | 3 3 2 2 | 3,3 3,5 2 2 | 3,5 3,5 2,5 2,5 | 4,0 4,0 3,0 3,0 | ||||||
| ||||||||||||||

Рис. 8. Типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов:
а – быстроходный червячного; б – быстроходный цилиндрического;
| 38 |
Таблица 27
| Передача | Вал | Тип подшипника | Серия | Угол контакта | Схема установки |
| Цилиндрическая косозубая | Б | Радиальные шариковые однорядные при
| Средняя (легкая) | – | 1 (с одной фиксирующей опорой) |
| При | Легкая (средняя) |
| 3 (враспор) | ||
| Т | Легкая | ||||
| Коническая | Б | Роликовые конические типа 7000 или 27000 при об/мин
| Легкая (средняя) |
| 4 (врастяжку) |
Радиально-упорные шариковые типа 46000 при об/мин
| |||||
| Т | Роликовые конические типа 7000 | Легкая | 3 (враспор) | ||
| Червячная | Б | Радиально-упорные шариковые типа 46000; роликовые конические типа 27000; радиальные шариковые однорядные при
| Средняя |
| 2 (с одной фиксирующей опорой) |
Роликовые конические типа 7000 или радиально-упорные шариковые типа 36000 при
| 3 (враспор) | ||||
| Т | Роликовые конические типа 7000 |
Таблица 28
| Вал | Характеристики подшипников | |||||
| Типоразмер | d, мм | D, мм | В (Т, с), мм | Динамическая грузоподъемность Cr, кН | Статическая грузо-подъемность C 0 r, кН | |
| Б | ||||||
| Т | ||||||
,



,
(табл. 30, б);
(табл. 30, в)
,
(табл. 29, б);
принять


– для шариковых подшипников (прил. 8 – 13)
– для роликовых конических подшипников (прил. 10),
ступень можно заменить рас-порной втулкой (табл. 32)
– радиальные шариковые однорядные, а при их больших размерах – роликовые конические типа 7000
для типа 7000
об/мин
для типа 27000
для типа 46000
об/мин






