Конструирование валов

 

Основные размеры ступеней быстроходного и тихоходного валов определены при предварительном проектном расчете.

При разработке конструкции вала принимают во внимание технологию сборки и разборки передач, типы и размеры установленных на них деталей и способов закрепления этих деталей на валах.

Рекомендации по выбору конструкции валов быстроходной и тихоходной ступени редукторов приведены в табл. 29 – 35.

 

Пример 1. Рассчитать геометрические параметры быстроходного вала цилиндрического редуктора. Крутящий момент на валу Т 1 = 51Н∙м, допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10…20 Н/мм2. Принимаем [τ]к = 15 МПа. Диаметр впадин зубьев шестерни , диаметр выступов зубьев . Диаметр выходного конца вала двигателя 32 мм. Для соединения вала двигателя с ведущим валом редуктора используется муфта упругая втулочно-пальцевая (ГОСТ 21425–93). Предварительно назначены радиальные шариковые однорядные подшипники легкой серии (ГОСТ 8338–75).

Расчет производим по формулам (см. табл. 26).

1-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под полумуфту

 ,

б) определяем длину ступени

  мм.

 

39


Таблица 29

Конструкции вала-шестерни цилиндрической
а) при
 
б) при
 
в) при
 
г) при
 

 

40


Таблица 30

Конструкции вала-шестерни конической
а) при
 
б) при
 
в) при

 

Таблица 31

Конструкции вала червяка
а)
 
б)
 
в)
 

41

Таблица 32

Конструкции тихоходного вала
а) с распорной втулкой и 5–й ступенью
 
б) с двумя распорными втулками на 3–ей ступени
 

 

Таблица 33

Конструктивные элементы валов

а) галтели d

20–28

32–45

50–70

80–90
r f

1,6

2,0

2,0

2,5

2,5

3,0

3,0 4,0
б) канавки

d

10–50

50–100

свыше 100

b

h

r

3,0

0,25

1,0

5,0

0,5

1,6

8,0

0,5

2,0

в) концы валов цилиндрические

d 1

20–28

32–45

50–70

80–90

r

c

1,6

1,0

2,0

1,6

2,5

2,0

3,0 2,5
                       

 

42


Таблица 34

Параметры резьбы под прорезную гайку для вала-шестерни конической

 

d 2 20,5 23,5 26,5 29,5 32,5 35,5 38,5 41,5 44,5 48 52 56
d 5 М24×1,5 М27×1,5 М30×1,5 М33×1,5 М36×1,5 М39×1,5 М42×1,5 М45×1,5 М48×1,5 М52×1,5 М56×2 М60×2

 

Таблица 35

Внешний диаметр фрезы D ф, мм

Степень точности

Модуль зацепления m, мм

2–2,25 2,5–2,75 3–3,75 4–4,5 5–5,5 6–7
7 90 100 112 125 140 160
8–10 70 80 90 100 112 125

 

Так как вал соединяется с двигателем через муфту, необходимо согласовать полученные результаты с размерами муфты (прил. 4). Принимаем d 1 = 32мм, l 1 = l цил = 58мм. (Муфта упругая втулочно-пальцевая 250–32–I.32–I–У3 ГОСТ 21425–93).

2-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под уплотнение крышки с отверстием и подшипник

где  – высота буртика (при d = 32 мм, t = 2,5 мм):

мм.

Значение округляем до кратного 5, принимаем мм;

б) определяем длину ступени

мм.

3-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под шестерню

где r – координаты фаски подшипника

Так как , то применяем обычную конструкцию вала (см. табл. 29, а).

б) длину ступени l 3 определим графически на эскизной компоновке.

4-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под подшипник

43
мм;

б) определяем длину ступени

,

где В – ширина подшипника (прил. 8); Назначаем подшипник № 208: В = 18 мм.

с – размер фаски (при d = 40 мм, с = 1,6 мм).

 мм.

Полученное значение округляем до стандартного по ГОСТ 6636-69 (прил. 1),  мм.

 

Пример 2. Рассчитать геометрические параметры тихоходного вала червячного редуктора.  Крутящий  момент  на  валу   Т 2 = 1173 Н∙м,  допускаемое  напряжение  на  кручение [τ]к = 10…20 Н/мм2. Принимаем [τ]к = 20 МПа. Для соединения тихоходного вала редуктора с исполнительным механизмом применяем цепную передачу. Предварительно назначены роликовые конические подшипники средней серии (ГОСТ 27365–87).

 

Расчет производим по формулам (см. табл. 26).

1-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под звездочку открытой передачи

 ,

 мм.

По ГОСТ 6636–69 принимаем d 1 = 70 мм;

б) определяем длину ступени

  мм.

По ГОСТ 6636–69 принимаем l 1 = 100 мм.

2-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под уплотнение крышки с отверстием и подшипник

где  – высота буртика ( при d = 70 мм, t = 3,3 мм);

 мм.

По ГОСТ 6636–69 принимаем d 2 = 80 мм.

б) определяем длину ступени

мм.

По ГОСТ 6636–69 принимаем l 2 = 100 мм.

3-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под червячное колесо

где r – координаты фаски подшипника

По ГОСТ 6636–69 принимаем d 3 = 92 мм.

б) длину ступени l 3 определим графически на эскизной компоновке.

4-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под подшипник

мм;

б) определяем длину ступени

,

где Т – ширина подшипника (прил. 10); Назначаем подшипник № 7616: Т = 61,5 мм.

с – размер фаски ( при d = 80 мм, с = 2,5 мм):

44

По ГОСТ 6636–69 принимаем l 4 = 64 мм.

5-я ступень:

а) определяем диаметр ступени под упорный бурт

где f – ориентировочная величина фаски ступицы ( при d = 92 мм, f = 3 мм)

По ГОСТ 6636–69 принимаем d 5 = 102 мм.

б) длину ступени l5 определяется графически на эскизной компоновке

45


6. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА

Под компоновкой понимают размещение деталей редуктора друг относительно друга. Компоновка обычно выполняется в два этапа. Целью первого этапа является приближенное определение положения зубчатых (или червячных) колес, а также муфт, шкивов ременной передачи или звездочек цепной передачи относительно опор для последующего определения опорных реакций, проверочного расчета валов и подшипников. Компоновочный эскиз обычно выполняется в двух проекциях – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора и вид спереди. Для этих целей целесообразно воспользоваться миллиметровой бумагой.  Желательный масштаб чертежа 1:1.

1. В соответствии со схемой привода наметить расположение проекций на листе.

2. Провести осевые и центровые линии передачи:

а) в цилиндрическом и червячном редукторе оси валов провести на межосевом расстоянии aw друг от друга; при этом в цилиндрическом редукторе оси параллельны, а в червячном – скрещиваются под углом 90°;

б) в коническом редукторе оси валов пересекаются под углом 90°.

3. Вычертить редукторную пару по геометрическим параметрам, полученным в проектном расчете:

а) для цилиндрического редуктора(табл. 36,рис. 9). Конструкцию вал-шестерни определить по табл. 29 (стр. 40);

46
Рис. 9. Эскиз редукторной пары цилиндрического редуктора

Таблица 36

Параметр Обозначение Расчетные формулы
Делительный диаметр шестерни (колеса) dw 1(dw 2) (из расчета на ЭВМ)
Межосевое расстояние aw (из расчета на ЭВМ)
Ширина зуба шестерни (колеса) b 1(b 2) (из расчета на ЭВМ)
Диаметр впадин зубьев шестерни (колеса) df 1(df 2)
Диаметр вершин зубьев шестерни (колеса) da 1(da 2)
Высота зуба h
Высота головки зуба ha
Высота ножки зуба hf

б) для конического редуктора(табл. 37,рис. 10). Конструкцию вал-шестерни определить по табл. 30 (стр. 41).

 

Рис. 10. Эскиз редукторной пары конического редуктора

Таблица 37

Параметр Обозначение Расчетные формулы
Внешнее конусное расстояние Re (из расчета на ЭВМ)
Угол делительного конуса шестерни (колеса) δ12) (из расчета на ЭВМ)
Ширина зуба шестерни (колеса) b 1(b 2) (из расчета на ЭВМ)
Внешний делительный диаметр шестерни (колеса) de 1(de 2) (из расчета на ЭВМ)
Высота зуба he
Высота головки зуба hae
Высота ножки зуба hfe
Ширина упорного бурта b 3

Конструктивные элементы колеса

s
47
s 0

в) для червячного редуктора(табл. 38,рис. 11): Конструкцию вала червяка определить по табл. 31 (стр. 41).

Таблица 38

Параметр Обозначение Расчетные формулы
Делительный диаметр червяка (колеса) dw 1(dw 2) (из расчета на ЭВМ)
Наибольший диаметр колеса daм 2 (из расчета на ЭВМ)
Межосевое расстояние aw (из расчета на ЭВМ)
Ширина червяка (колеса) b 1(b 2) (из расчета на ЭВМ)
Диаметр впадин зубьев червяка (колеса) df 1(df 2) (из расчета на ЭВМ)
Диаметр вершин зубьев червяка (колеса) da 1(da 2) (из расчета на ЭВМ)
Высота зуба h
Высота головки зуба ha
Высота ножки зуба hf

Конструктивные элементы корпуса

R
s

 

В конструкции цилиндрического, конического и червячного колес предусмотреть ступицу, размеры которой:

,

,

где d 3 – диаметр 3–й ступени вала, мм.

4. Вычертить контур внутренней поверхности стенок корпуса редуктора.

Величины зазоров между зубчатыми (червячными) колесами и внутренними поверхностями стенок корпуса и между торцовыми поверхностями, колес смежных ступеней с учетом возможных погрешностей изготовления x и f:

,

где L – габаритный размер зацепления, мм.

Значение x округлить до ближайшего целого числа, но не менее 8 мм.

где D – диаметр наружного кольца подшипника, мм.

В конических редукторах предусмотреть симметричность корпуса относительно оси быстроходного вала.

       Расстояние между дном корпуса и поверхностью колеса, шестерни или червяка принять .

5. Вычертить ступени валов по размерам d и l, полученным в проектном расчете валов (рис. 9, 11, 13).

48
48



Рис. 11. Эскиз червячного редуктора


При вычерчивании конического вала-шестерни необходимо предварительно определить место расположения точек 1 и 2 приложения реакций опор (рис. 12). Для этого по ширине подшипника Т определить положение левого подшипника, а по величине а Б найти точку 1 приложения его реакции и графически определить отрезок а 1. Затем отложить расстояние  или  (принимают большее значение). Найти точку 2 приложения реакции правого подшипника и по а Б и Т определить его положение на валу.

Рис. 12. Определение точек приложения реакций опор конического вала-шестерни

 

Рис. 13. Эскиз конического редуктора

50


При вычерчивании 2-й и 4-й ступеней быстроходного вала червячного редуктора необходимо вычислить предварительно величины R и s (см. рис. 11) в зависимости от диаметра наружного кольца подшипника вала: , . Затем вычертить подшипниковые гнезда по длине, а также 2–ю и 4–ю ступени вала.

Если при вычерчивании окажется, что диаметр вершин червяка больше диаметра подшипника , нужно предусмотреть постановку стакана (табл. 64, стр. 104).

       6. На 2–й и 4–й ступенях валов вычертить основными линиями (диагонали – тонкими) контуры подшипников в соответствии со схемой их установки (см. табл.45, стр. 69).

7. Определить расстояние   l Б  и   l Т  между точками приложения реакции подшипников быстроходного и тихоходного валов. (рис. 14–16)

Радиальную реакцию подшипника R считать приложенной в точке пересечения нормали к середине поверхности контакта наружного кольца и тела качения подшипника с осью вала:

а) для радиальных подшипников точка приложения реакции лежит в средней плоскости подшипника, а расстояние между реакциями опор вала: ;

б) для радиально-упорных подшипников точка приложения реакции смещается от средней плоскости, и ее положение определяется расстоянием а, измеренным от широкого торца наружного кольца:  – для радиально-упорных однорядных шарикоподшипников;  – для конических однорядных роликоподшипников.

Здесь d, D, B, T – геометрические размеры подшипников; α – угол контакта тел качения; e – коэффициент влияния осевого нагружения.

Тогда при установке подшипников по схеме «враспор» ; при установке подшипников по схеме «врастяжку» .

Если подшипники установлены по схеме 2 (с одной фиксирующей опорой), то реакция R опоры, состоящей из сдвоенных однорядных радиально-упорных подшипников, приложена посередине между ними. Тогда расстояние между точками приложения реакций в фиксирующей и плавающей опорах: .

8. Определить точки приложения консольных сил:

а) для открытых передач. Силу давления ременной, цепной передачи F оп принять приложенными к середине выходного конца вала на расстоянии l оп от точки приложения реакции смежного подшипника;

б) сила давления муфты F м приложена к торцевой плоскости выходного конца соответствующего вала на расстоянии lМ от точки приложения реакций смежного подшипника.

9. Проставить на проекциях эскизной компоновки необходимые размеры, заполнить основную надпись.

51


52
Рис. 14. Пример эскизной компоновки цилиндрического редуктора

53
Рис. 15. Пример эскизной компоновки конического редуктора


Рис. 16. Пример эскизной компоновки червячного редуктора






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow