Корректирование расчета

Корректирование необходимо произвести при следующих результатах:

1. Если расчетная динамическая грузоподъемность  рекомендуется увеличить Сr одним из способов:

70
а) перейти из легкой в среднюю или тяжелую серию данного подшипника, не изменяя диаметры 2-й и 4-й ступени под подшипники;

б) перейти из данного типа подшипника в другой, более грузоподъемный (например, вместо шариковых принять роликовые подшипники);

в) увеличить диаметры 2-й и 4-й ступеней под подшипники. При этом надо учесть, что эта мера приведет к изменению размеров других ступеней вала.

2. Если расчетная динамическая грузоподъемность  рекомендуется уменьшить Сr одним из способов:

а) перейти  из  средней  серии  в  легкую  серию  данного  подшипника,  не  изменяя  диаметры  2-й и 4-й ступени под подшипники;

б) перейти из данного типа подшипника в другой, менее грузоподъемный (например, вместо радиально-упорных шариковых принять радиальные шариковые).

Уменьшать диаметры 2-й и 4-й ступеней под подшипники ни в коем случае нельзя, так как это повлечет уменьшение прочности вала.

8.2. Определение базовой долговечности Lh

Требуемая долговечность подшипника Lh составляет:

– для червячных редукторов  ч;

– для зубчатых редукторов  – 12000 ч.

Базовая долговечность Lh определяется по формуле:

Определить пригодность подшипника из условия: , учитывая что ч.

 

Пример 1. Проверить пригодность подшипника № 208 быстроходного вала цилиндрического одноступенчатого косозубого редуктора.

Исходные данные:  частота  вращения  вала   n   =  720  об/мин,  осевая  сила  в  зацеплении Fа = 580,761 H, реакция в наиболее нагруженной опоре R åmax= 1738,548 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7.

Характеристики подшипника № 208: Сr = 32000 Н, С 0 r = 17800 Н, Х = 0,56, [ Lh ]=12000ч.

1. Определяем отношение ,

 , в зависимости от полученной величины по табл. 42 интерполированием находим   e = 0,227; Y = 1,96.

2. Определяем отношение ,

где Ra  – осевая нагрузка подшипника, Н (Ra = Fa = 580,761 H);

Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н (Rr = R åmax = 1738,548 Н).

3. По соотношению  выбираем формулу и определяем эквивалентную динамическую нагрузку подшипника:

.

.

4. Определяем динамическую грузоподъемность:

 – подшипник пригоден.

71
5. Определяем долговечность подшипника:

 – подшипник пригоден.

 

Пример 2. Проверить пригодность подшипника № 7214 вала колеса конического одноступенчатого редуктора.

Исходные данные: частота вращения вала n = 91,5625 об/мин, осевая сила в зацеплении Fа = 2345,4 H, схема установки подшипников – враспор, реакции в подшипниках R 1= 4870,1 Н, R 2= 18580,3 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7.

Характеристики  подшипника  № 7214: Сr = 95900 Н,   С 0 r = 82100 Н,   e = 0,37,   Y = 1,62, [ Lh ]= 10000 ч.

1. Определяем осевые составляющие:

в опоре D:  Н;

в опоре C:  Н.

2. Определяем осевые нагрузки подшипников

по табл. 45 принимаем:

                               

3. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника C:

так как      , то для расчета применяем формулу:

,

где X = 0,4 – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41);

       Y = 1,62 – коэффициент осевой нагрузки (прил. 10);

4. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника D:

так как , то для расчета принимаем формулу:

Дальнейший расчет ведем по подшипнику D, так как он оказался более нагруженным .

5. Определяем расчетную динамическую грузоподъемность Сr:

 – подшипник пригоден.

6. Определяем долговечность подшипника:

 – подшипник пригоден.

 

72
Пример 3. Проверить пригодность подшипника № 7307 быстроходного вала червячного одноступенчатого редуктора.

Исходные данные:  частота  вращения  вала   n = 1460 об/мин,  осевая  сила  в  зацеплении   Fа = 5731 H,  схема  установки  подшипников – враспор,  реакции  в  подшипниках R 1= 914 Н,   R 2= 2099 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7.

Характеристики подшипника № 7307: Сr = 48100 Н, С 0 r = 35300 Н, e = 0,32, Y = 1,88, α = 12º, [ Lh ]= 8000 ч.

1. Определяем осевые составляющие радиальной нагрузки подшипника для каждой из опор:

в опоре A:  Н,

в опоре B:  Н.

2. Определяем осевые нагрузки подшипников

по табл. 45 принимаем:

                               

3. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника A:

так как  то для расчета принимаем формулу:

4. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника B:

так как , то для расчета принимаем формулу:

,

где X = 0,4 – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41);

       Y = 1, 88 – коэффициент осевой нагрузки (прил. 10).

Дальнейший расчет ведем по подшипнику B, так как он оказался более нагруженным .

5. Определяем расчетную динамическую грузоподъемность Сr:

 – подшипник непригоден.

Так как , то утяжеляем подшипник, устанавливаем в фиксирующей опоре сдвоенный подшипник из двух подшипников № 7607 и проводим проверку подшипников фиксированной опоры на динамическую грузоподъемность.

Характеристики подшипника 7607: Сr = 76 кН, Сr0 = 61,5 кН, e = 0,296, Y = 2,026, α = 11º.

6. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника B по формуле:

.

Так как отношение , то у подшипника работает только один ряд тел качения, поэтому расчет эквивалентной нагрузки рассчитываем по характеристикам (X,Y) однорядного конического подшипника. Базовую динамическую грузоподъемность определяем как умноженную на коэффициент 1,714, т.е. [ Cr ] = 1,714∙76 = 130,26 кН.

Так как работает один ряд тел качения, определяем смещение точки приложения реакции по формуле:

мм,

где T, d, D  –  геометрические характеристики подшипника (прил. 10).

Для того чтобы не производить повторный расчет реакций опор, смещаем подшипники фиксированной опоры на величину a.

Подставив значения в формулу, определяем эквивалентную нагрузку:

73

7. Определяем динамическую грузоподъемность:

Cr < [ Cr ], следовательно, данный подшипник пригоден для эксплуатации.

8. Определяем долговечность подшипника по формуле:

8000 ч < 8346,76 ч < 40000 ч следовательно, подшипник пригоден для эксплуатации.

74




ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

 

Шпоночное соединение образуют вал, шпонка и ступица колеса (шкива, звездочки, полумуфты и др.). Шпонкапредставляет собой стальной брус, устанавливаемый в пазы вала и ступицы. Она служит для фиксации вращающихся элементов на валах, а также для передачи вращающего момента между валом и ступицей. Основные типы шпонок стандартизованы. Шпоночные пазы на валах получают фрезерованием дисковыми или концевыми фрезами, в ступицах – протягиванием.

В проектируемом редукторе шпоночные соединения применяют на быстроходном валу – для установки полумуфты, на тихоходном валу – для установки зубчатого колеса и элемента открытой передачи (или полумуфты).

Достоинства шпоночных соединений – простота конструкции и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко приме­няют во всех отраслях машиностроения.

Недостаток– шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали. Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.

Шпоночные соединения подразделяют на ненапряженные и напряженные. Ненапряженные соединенияполучают при использовании призматических и сегментных шпонок. В этих случаях при сборке соединений в деталях не возникает предварительных напряжений. Для обеспечения центрирования и исключения контактной коррозии ступицы устанавливают на валы с натягом. Напряженные соединения получают при применении клиновых и тангенциальных шпонок.

При сборке таких соединений возникают предварительные (монтажные) напряжения. Основное применение имеют ненапряженные соединения.

 

Выбор шпонок

В данном проекте применяют призматические шпонки по ГОСТ 23360–78 (прил. 14). В соединении призматическими шпонками рабочими являются боковые, более узкие грани шпонок высотой h. Сечение шпонки (b × h) выбирается по величине диаметра ступени вала в месте установки шпонки.

По форме торцов различают шпонки со скругленными торцами – исполнение 1 (рис. 23, а), с плоскими торцами – исполнение 2 (рис. 23, б), с одним плоским, а другим скругленным торцом – исполнение 3 (рис. 23, в).

 

                              а                          б                                      в

Рис. 23. Шпонки призматические

 

75
Выбор длины шпонки (l ш) осуществляют из стандартного ряда длин: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 110, 125, 140; 160; 180, 200; 220; 250; 280; 320; 360 так, чтобы она была на 5…10 мм меньше длины посадочной части соединения (для выходных концов валов – длина 1-го участка вала l 1, под колесом – длина ступицы колеса l ст).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow