Проверочный расчет подшипников

 

Проверочный расчет предварительно назначенных подшипников выполняют отдельно для быстроходного и тихоходного валов. Пригодность подшипников сводится к расчету динамической грузоподъемности Cr и базовой долговечности Lh и сравнении полученных значений с допустимыми:

и

 

8.1. Определение динамической грузоподъемности подшипника Cr

Допустимая динамическая грузоподъемность подшипника Cr представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности Lh, составляющей 106 оборотов внутреннего кольца. Значения  указаны в приложениях для каждого типоразмера подшипника (прил. 8 – 13).

В случае если в опоре устанавливают два подшипника (сдвоенный), то допустимую динамическую грузоподъемность определяют с учетом коэффициентов:

– для шариковых подшипников: ;

– для роликоподшипников: .

 

8.1.1. Определение эквивалентной динамической нагрузки RE

Эквивалентная динамическая нагрузка RE учитывает характер и направление действующих на подшипник нагрузок, условия работы и зависит от типа подшипника. Формулу для определения данной нагрузки выбрать в зависимости от условия:

(при ),

(при ),

где X – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41, 42);

V – коэффициент вращения (V = 1 при вращающемся внутреннем кольце подшипника);

Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н (Rr = R Σ – суммарная реакция подшипника);

Y – коэффициент осевой нагрузки (табл. 41, 42, прил. 10);

Ra – осевая нагрузка подшипника, Н (табл. 45);

K б – коэффициент безопасности (табл. 44);

K Т – температурный коэффициент (табл. 43);

 е  –коэффициент влияния осевого нагружения (табл. 41, 42, прил. 10).

 

Таблица 41

Тип

подшипника

Угол a0

е

Ra /(VRr)e

Ra /(VRr) > e

X Y X Y
Шариковый радиальный (тип 0000) 0 0,518(Rа / C0)0,24³0,19 1 0 0,56

Шариковый радиально-упорный (тип 36000 и 46000)

12 0,631(Ra / C0)0,175³0,3 1 0 0,45
18-20 0,57 1 0 0,43 1
24-26 0,68 1 0 0,41 0,87
28-36 0,95 1 0 0,37 0,66
Роликовый радиально-упорный (тип 7000 и 27000) 1,5 tg a 1 0 0,40 0,4 ctg a

Примечание. Для  двухрядных  конических  роликовых  подшипников   е = 1,5tga;  при   Ra /(VRr) = e  коэффициенты   X = 1 и Y = 0,45ctg a, а при Ra /(VRr) > e коэффициенты X = 0,67 и Y = 0,67ctg a.

66

Таблица 42

Тип подшипника

a,°

iRa /Cor

Подшипники

однорядные

Подшипники двухрядные

е

Ra /(VRr)>e

Ra /(VRr)£ е

Ra /(VRr)>е

X Y X Y X Y
Радиальный 0 0,014 0,028 0,056 0,084 0,110 0,170 0,280 0,420 0,560 0,56 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 1,0 0 0,56 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 0,19 0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 0,38 0,42 0,44

Радиально-упорный

12 0,014 0,029 0,057 0,086 0,110 0,170 0,290 0,430 0,570 0,45 1,81 1,62 1,46 1,34 1,22 1,13 1,04 1,01 1,00 1,0 2,08 1,84 1,69 1,52 1,39 1,30 1,20 1,16 1,16 0,74 2,94 2,63 2,37 2,18 1,98 1,84 1,69 1,64 1,62 0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54
15 0,015 0,029 0,058 0,087 0,114 0,176 0,290 0,440 0,580 0,44 1,47 1,40 1,30 1,23 1,19 1,12 1,02 1,00 1,00 1,0 1,65 1,57 1,46 1,38 1,34 1,26 1,14 1,12 1,12 0,72 2,39 2,28 2,11 2,00 1,93 1,82 1,66 1,63 1,63 0,38 0,40 0,43 0,46 0,47 0,50 0,55 0,56 0,56
25 26 0,41 0,87 1 0,92 0,67 1,41 0,68
36 0,37 0,66 1 0,66 0,60 1,07 0,95
40 0,35 0,57 1 0,55 0,57 0,93 1,14

Примечания: 1. i – число тел качения (i = 1 – для однорядных подшипников, i = 2 – для двухрядных (сдвоенных) подшипников).

2. Значения X, Y, е для промежуточных значений относительной осевой нагрузки или для угла aконтакта определяют линейной интерполяцией.

 

Таблица 43

t раб, °С

Значение температурного коэффициента К T

£ 100 125 150 175 200 225 250
K t 1,0 1,05 1,10 1,15 1,25 1,35 1,4

 

67


Таблица 44

Характер нагрузки Коэффициент безопасности К б Область применения
Спокойная нагрузка без толчков 1,0 Маломощные кинематические редукторы и приводы. Механизмы ручных кранов, блоков. Тали, кошки, ручные лебедки. Приводы управления.
Легкие толчки; кратковременные перегрузки до 125 % номинальной нагрузки 1,0...1,2 Прецизионные зубчатые передачи. Металлорежущие станки (кроме строгальных, долбежных и шлифовальных). Гироскопы. Механизмы подъема кранов. Электротали и монорельсовые тележки. Лебедки с механическим приводом. Легкие вентиляторы и воздуходувки.
Умеренные толчки; вибрационная нагрузка; кратковременные перегрузки до 150 % номинальной нагрузки 1,3...1,5 Зубчатые передачи. Редукторы всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек и поворота кранов. Буксы рельсового подвижного состава.
То же, в условиях повышенной надежности 1,5…1,8 Механизмы изменения вылета стрелы кранов. Шпиндели шлифовальных станков. Электрошпиндели.
Нагрузки со значительными толчками и вибрациями; кратковременные перегрузки до 200 % номинальной нагрузки 1,8...2,3 Зубчатые передачи. Дробилки и копры. Кривошипно-шатунные механизмы. Валки прокатных станов. Мощные вентиляторы.
Нагрузка с сильными ударами; кратковременные перегрузки до 300 % номинальной нагрузки 2,5...3,0 Тяжелые ковочные машины. Лесопильные рамы. Рабочие роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов. Холодильное оборудование.

 

8.1.1.1. Для радиальных шариковых подшипников

Осевые составляющие радиальных нагрузок  и осевую силу в зацеплении Fa воспринимает подшипник, ограничивающий осевое перемещение вала под действием этой силы и испытывающий осевое нагружение Ra, равное этой силе (табл. 45). Расчет выполняют только для подшипника с большей радиальной нагрузкой Rr (суммарной реакцией R см. эпюры).

Далее расчет ведут в следующей последовательности:

а) определить отношение  ;

б) определить коэффициенты e и Y по отношению  (табл. 42);

в) выбрать соответствующую формулу для определения RE.

 

8.1.1.2. Для радиально-упорных шариковых и роликовых однорядных подшипников

В данном случае каждый подшипник вала испытывает свою осевую нагрузку Ra1 и Ra2, зависящую от схемы установки подшипников и соотношения осевой силы в зацеплении редукторной пары Fa и осевых составляющих радиальных нагрузок в подшипниках . Поэтому эквивалентная динамическая нагрузка рассчитывается для каждого подшипника () с целью определения наиболее нагруженной опоры.

 

 

68

Таблица 45

Схема нагружения подшипников Соотношение сил Осевая нагрузка
Радиальных шариковых, установленных «враспор» (с затяжкой наружных колец подшипника)  

Радиально-упорных шариковых и роликовых, установленных «враспор»

(с затяжкой наружных колец подшипника)

 

 
Радиально-упорных шариковых и роликовых, установленных «врастяжку» (с затяжкой внутренних колец подшипника)    

 


Далее расчет ведут в следующей последовательности:

а) для шариковых радиально-упорных подшипников определить коэффициенты e и Y по отношению   (табл. 42); для роликовых подшипников – выписать из прил. 10;

б) определить осевые составляющие радиальной нагрузки  :

– для шариковых радиально-упорных подшипников:  ,

                                                                                       ;

– для роликовых конических подшипников:  ,

                                                                    .

в) определить осевые нагрузки подшипников   Ra1  и   Ra2  отдельно для правого и левого подшипника вала в зависимости от схемы их установки и соотношения сил   и   Fa;

г) определить отношение   и  ;

д) по результатам сопоставлений   и   e,   и   e выбрать соответствующую формулу и определить эквивалентные динамические нагрузки ;

е) сравнить значения , определить более нагруженный подшипник.

8.1.2. Расчетная динамическая грузоподъемность Cr определяется по формуле:

где m – показатель степени: m = 3 – для шариковых подшипников, m = 10/3 – для роликовых подшипников;

 – срок службы привода выбирают в зависимости от графика нагрузки (см. распечатку ЭВМ), ч;

а 1 – коэффициент надежности (табл. 46);

а 23 – коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации (табл. 47);

n  – частота вращения внутреннего кольца подшипника соответствующего вала, об/мин (см. распечатку ЭВМ).

Таблица 46

Вероятность безотказной работы Рt, % 90 95 96 97 98 99
Обозначение ресурса L10a L5a L4a L3a L2a L1a
Коэффициент надежности а1 1 0,62 0,53 0,44 0,33 0,21

 

Таблица 47

Тип подшипника Значение коэффициента а23
Для шарикоподшипников (кроме сферических) Для роликоподшипников конических Для роликоподшипников цилиндрических, шарикоподшипников сферических двухрядных Для роликовых радиальных двухрядных сферических подшипников 0,7…0,8 0,6…0,7   0,5…0,6 0,3…0,4

 

Если в результате расчета выполняется условие  , то предварительно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов. Если это условие не выполняется, то необходимо скорректировать расчет.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: