В корпусе автосцепки проверяют: 1. Визуально наличие трещин и других повреждений, производят меловую разметку для ремонта. Браковку корпуса по трещинам производят согласно перечня дефектов.
2. Ширину зева непроходным шаблоном 821 р-1 по всей высоте носка большого зуба. Если кромка шаблона проходит мимо носка зев подлежит ремонту наплавкой.
3. Длину малого зуба и расстояние между ударной стенкой зева и тяговой поверхностью большого зуба шаблонами 892 р., 893 р. 884 р. в зависимости от вида ремонта.
- Контур зацепления корпуса проходным шаблоном 827 р. Контур годен, если шаблон проходит по всей высоте головы корпуса.
- Ударную поверхность малого зуба и ударную стенку зева шаблоном 914 р. После установки шаблона проверяют состояние ударных поверхностей контура профильной планкой 914 р./24-1 м и непроходным щупом 914 р./21а. Разность зазоров между профильной планкой и ударными поверхностями малого зуба и зева сверху и снизу не должна превышать 2 мм.
- Тяговые поверхности малого и большого зубьев корпуса шаблонами 914 р./22 и 914 р./25.
- Углы зева и малого зуба корпуса шаблоном 822 р.
- Ширину кармана для замка. Если при вращении валика подъемника, подъемник замка проходит мимо нижнего плеча предохранителя, автосцепка подлежит ремонту приваркой шайбы соосно с малым отверстием для валика подъемника. Ширина исправленного кармана проверяют непроходным шаблоном 845 р. и проходным 848 р.
- Расстояние от передней кромки отверстия для валика подъемника до стенки отверстия для запорного болта шаблоном 845 р.
- Диаметры и соосность малого и большого отверстий для валика подъемника шаблоном 797 р., положение отверстия относительно контура зацепления шаблонами 937 р и 797 р. Корпус годен, если проходная часть шаблона 797 р свободно входит в соответствующее отверстие, а непроходная не входит в отверстие до упора в торец прилива корпуса.
- Размеры шипа для замкодержателя и его положение относительно контура зацепления корпуса автосцепки шаблонами 849 р., 806 р., 816 р.
- Положение полочки для верхнего плеча предохранителя в корпусе относительно шипа для замкодержателя и контура зацепления шаблоном 834 р.
- Толщину перемычки хвостовика непроходным шаблоном 897 р. или 898 р-1 в зависимости от вида ремонта как со стороны верхней, так и нижней плоскости.
Изношенная торцевая часть хвостовика подлежит ремонту, если длина хвостовика менее 654 мм.
-Хвостовик автосцепки. Изгиб хвостовика от первоначальной продольной оси корпуса в средней части не должен превышать 3 мм. При изгибе более 3 мм хвостовик выправляют.
Не разрешается выправлять хвостовик с заваренными или незаваренными трещинами в зоне выправляемых мест.
- Ограничители вертикальных перемещений. Изгибы, износы более 5 мм не допускаются. Расстояние от продольной оси корпуса автосцепки до горизонтальной полки ограничителя должно быть 280 +5 мм.
В замке проверяют: - Контур проходной частью шаблона 852 р.
- Толщину замыкающей части замка до ремонта шаблоном 899 р.
- Положение задней кромки овального отверстия относительно торцовой части шаблоном 839 р
- Положение и диаметр шипа замка шаблоном 833 р.
В замкодержателе проверяют: - Толщину и возможные изгибы шаблоном 841 р.
- Расстояние от передней боковой поверхности стенки овального отверстия до упорной поверхности противовеса шаблоном 826 р и высоту угла противовеса.
- Размеры овального отверстия пробками от шаблона 826 р.
- Наружное очертание замкодержателя шаблоном 916 р.
В предохранителе проверяют: 1. Изгиб предохранителя, диаметр отверстия, длину верхнего плеча, высоту его торца, очертания верхнего и нижнего плеч шаблоном 800 р-1.
- Наличие трещин (предохранитель бракуется).
В подъемнике замка проверяют соответствие параметров шаблону 847 р.
Валик подъемника соответствует параметрам шаблону 919 р.
В собранной автосцепке проверяют:
- Контур зацепления проходным шаблоном 828 р. Шаблон должен свободно проходить по всей высоте головки автосцепки.
Действие механизма автосцепки:
1. Действие предохранителя замка от саморасцепа.
2. Отсутствие преждевременного включения предохранителя.
3. Удержание механизма в расцепленном положении.
4. Возможность расцепления сжатых автосцепок.
5. Уход замка от вертикальной кромки малого зуба при включенном предохранителе.
6. Расстояние от вертикальной кромки малого зуба до кромки замка в его нижнем свободном положении и от кромки замка до кромки замкодержателя по горизонтали.
7. Положение лапы замкодержателя относительно ударной стенки зева, когда замок находится в заднем крайнем положении.
Проверенная автосцепка окончательно собирается: валик подъемника закрепляется болтом М10 ґ 90 с гайкой и фасонными шайбами, концы которых загибают на головку болта и гайку.
Охрана труда
На рабочем месте должны находиться рабочие и контрольно- измерительные инструменты, необходимые для выполнения заданной операции.
1.1К размещению инструментов, заготовок и материалов на рабочем месте предъявляются определенные требования:
1.1.1- на рабочем месте должны находиться только те инструменты, материалы и заготовки, которые необходимы для данной работы;
1.1.2- инструменты и материалы, которые рабочий использует часто, должны располагаться ближе к нему;
1.1.3- инструменты и материалы, используемые реже, должны располагаться дальше, приблизительно на 500 мм;
1.1.4- досягаемость инструментов и материалов, используемых крайне редко обеспечивается только при наклонах корпуса работника.
1.2. Правила содержания рабочего места.
В связи с тем, что рациональная организация рабочего места и правильное размещение инструментов и материалов в процессе работы играют существенную роль в обеспечении ее качества, следует соблюдать перечисленные ниже правила.
1.3. До начала работы необходимо:
1.3.1- проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе;
1.3.2- ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе;
1.3.3- отрегулировать высоту тисков по своему росту; проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе;
3.4- расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.
1.4. Во время работы необходимо:
1.4.1- иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент;
1.4.2- возвращать использованный инструмент на исходное место;
1.4.3- постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
1.5. По окончании работы необходимо:
1.5.1- очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака;
1.5.2- очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски;
1.5.3- убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали;
1.5.4- выключить индивидуальное освещение.
2. Техника безопасности при осмотре и ремонте:
При выполнении технического обслуживания и ремонта вагонов на станционных путях осмотрщики вагонов и слесари должны начинать работу после получения от оператора ПТО разрешения, которое он дает после включения системы централизованного ограждения состава или получения информации об ограждении переносными сигналами. При замене деталей автосцепного устройства в составе необходимо раздвинуть состав не менее чем на 10 м и со стороны расцепленных вагонов установить спаренные тормозные башмаки. Детали автосцепного устройства, которые могут упасть на путь во время подачи вагона к месту ремонта, должны быть надежно закреплены или заменены. Перед началом работы по ремонту автосцепного устройства осмотреть и привести в исправность запоры бортов платформ и крышек люков полувагонов. Крышки люков полувагонов должны быть закрыты, а борта платформы подняты и закреплены или сняты. Демонтаж и монтаж автосцепок и упряжного устройства должны производиться с применением грузоподъемного крана или специального подъемника. Обстукивать корпус поглощающего аппарата с заклинившимися деталями допускается только до выемки аппарата и упорной плиты из хомута. Не разрешается отвинчивать гайку стяжного болта у заклинившегося поглощающего аппарата. Свинчивание гайки со стяжного болта разрешается производить только на разборочном стенде. Перед удалением двух последних, расположенных по диагонали гаек с болтов поддерживающей планки для снятия с вагона поглощающего аппарата и тягового хомута, под планку должен быть поставлен подъемник. Сборка и разборка поглощающего аппарата должна выполняться только на специальном прессе. Установку замка с предохранителем при сборке автосцепки производить нажатием на нижнее плечо собачки бородкой или стержнем. При сборке и разборке автосцепки не класть детали механизма на корпус автосцепки.
Снятие автосцепки следует производить с использованием грузоподъёмных механизмов. При сборке деталей ас для постановки замка на место, нажатие на нижнее плечо собачки для поднятия и направления верхнего плеча должно производиться бородком или специальным ломиком. Ремонт автосцепки необходимо производить в защитной каске. Все слесарные работы по ремонту автосцепки должны выполняться только исправным инструментом. При обработке деталей на станках, стендах или при работе зубилом или крейцмейселем необходимо пользоваться защитными очками, а место работы ограждать ширмами или щитками из сетки с мелкими ячейками. Периодически (но не реже одного раза в месяц) следует проверять состояние приспособлений и инструмента. Неисправные приспособления и инструмент заменить исправными.
Электросварочные работы необходимо выполнять в кабинах, каркас которых изготовляют из труб или уголков, а стенки - из тонкой листовой стали или брезента, пропитанного огнезащитным составом. Чтобы улучшить вентиляцию, стенки не доводят до пола на 100--150мм. Кабина должна хорошо освещаться, так как сварщику в процессе работы часто приходится проверять качество и правильность наплавки. Все оборудование и приспособления для электросварочных работ должны удовлетворять требованиям действующих правил техники безопасности. Корпус сварочной машины или трансформатора, а также свариваемая деталь должны быть надежно заземлены. Рабочий провод, подводящий ток от сварочной машины или трансформатора к электродвигателю, надежно изолируется и защищается от механических повреждений. Помимо щитков и шлемов с защитными стеклами, предохраняющими глаза от лучей электрической дуги, сварщики должны иметь очки для защиты глаз при очистке сварочных швов от шлака или окалины.
К содержанию
| № пп | Наименование документа | Реквизиты документа |
| 1 | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава. | В.В. Коломийченко, Н.А. Костина и др. |
| 2 | Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог. | |
| 3 | Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации | |
| 4 | Комплект документов. Типовой технологический процесс ремонта автосцепного устройства | ТК – 289 |