Психология развития и возрастная психология

Предмет возрастной психологии, психологии возрастного развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, философией, педагогикой, социальной педагогикой, этнографией. Общие методологические принципы психологии развития: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития.

Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Основные понятия психологии развития: развитие, созревание, рост, социализация, развитие психики, онтогенез, филогенез.

Методы возрастной психологии: близнецовый, лонгитюдный, поперечных срезов, наблюдение (сплошное и выборочное), анализ продуктов деятельности, эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий и формирующий).

Теории психического развития: биологизаторские (теория рекапитуляции) и социологизаторские, теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Понимание психического развития отечественными психологами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: понятие интериоризации, зоны актуального и ближайшего развития. Социальная ситуация развития, возрастные новообразования; критические и литические периоды развития; возрастные кризисы.

Периодизации психического развития. Критерии периодизации: внешние, внутренние. Периодизации В.Штерна, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона.

Психоаналитическая концепция детского развития З.Фрейда; стадии психического развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Концепция умственного развития Ж.Пиаже. Периоды сенсомоторного, дооператорного, конкретного, формально-логического мышления. Ассимиляция и аккомодация. Феномены Ж.Пиаже, их экспериментальное изучение.

Теория деятельности А.Н.Леонтьева и проблемы психологии развития. Понятие ведущей деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, интимно-личностное общение подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Периоды и стадии психического развития по Д.Б.Эльконину. Две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования развития. Характер возрастных кризисов.

Новорожденность, как кризисный этап в жизни ребенка. Врожденные рефлексы. Значение общения со взрослым, явления сенсорной, социальной депривации. Зрительное и слуховое сосредоточение. Новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.

Младенчество. Ведущая деятельность - непосредственное эмоциональное общение со взрослым. Развитие чувствительности, голосовых реакций. Развитие манипулирования с предметом: результативные, соотносимые, функциональные. Ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым. Ходьба, появление первых слов как новообразования младенческого возраста. Кризис одного года. Автономная речь.

Раннее детство. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка. Развитие предметных действий. Роль игрушек в овладении предметными действиями. Развитие речи. Основные направления умственного развития: наглядно-действенное мышление, эмоциональное развитие. Общение со взрослыми и со сверстниками. Самосознание. Кризис трех лет – кризис социальных отношений.

Дошкольный возраст. Физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Игра как ведущая деятельность: сюжетная игра младших дошкольников, сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. Развитие произвольного поведения. Развитие психических функций ребенка: сенсорное развитие, развитие восприятия (наблюдение, рассматривание, поиск), наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развитие речи, развитие воображения (воссоздающее, произвольное и творческое), развитие памяти. Формирование морального сознания. Кризис семи лет; обобщение переживаний, возникновение смысловой ориентировочной основы поступка.

Готовность к школьному обучению. Проблема, понятие и факторы готовности. Физиологическая и интеллектуальная, личностная и социальная готовность к обучению. Понятие учебно-важных качеств. Стартовая и вторичная готовность. Диагностика готовности к школьному обучению. Методы формирования и коррекции.

Младший школьный возраст. Учебная деятельность, ее мотивы, учебная задача, учебные действия. Развитие психических функций, их произвольности. Соотношение обучения и развития.

Подростковый возраст. Психическое и личностное развитие. Общение – ведущая деятельность в подростковом возрасте. Общение со сверстниками, общение в референтных группах. Кризис подросткового возраста. Проблема нормативности кризиса подросткового возраста.

Юношеский возраст. Развитие самосознания. Проблема выбора профессии. Личностное мировоззрение. Близкие и далекие планы.

Молодость – период реализации возможностей саморазвития человека. Кризис 30-летнего возраста – кризис переоценки ценностей.

Проблема периодизации развития взрослого человека. Самореализация взрослого человека: в профессиональной, семейной сферах. Труд как ведущая деятельность взрослого человека. Понятие, признаки и структура труда. Этапы и кризисы профессионального становления.

Психология взрослого человека. Неравномерность развития психических функций: внимания, памяти и мышления. Зависимость изменения интеллектуальных функций от характера профессиональной деятельности, уровня обучения.

Период взрослости – период независимости. Социальное развитие взрослой личности. Особенности развития (психического, личностного) мужчин и женщин. Зрелость человека - осознание человеком ответственности и стремление к ней.

Геронтопсихология. Понятие старения. Особенности психических процессов в пожилом возрасте. Личностное старение. Типы старости (по И.Кону, Д.Б. Бромлей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: