Методика преподавания психологии

Место методики преподавания психологии в системе наук. Понятие, предмет, цели и задачи методики преподавания психологии. Базовые категории методики преподавания психологии. Основные цели и принципы преподавания психологии в высшей школе. Учебные дисциплины по психологии и особенности их преподавания.

Планирование преподавания дисциплины: государственный образовательный стандарт, квалификационные требования, учебные планы, учебные программы, план проведения занятий. Основные формы преподавания психологии в вузе. Структура и особенности педагогической деятельности преподавателя. Педагогическая техника преподавателя вуза. Характеристика педагогической деятельности преподавателя: специфика и многообразие целей и задач решаемых преподавателем, особенности педагогического процесса высшей школы, особое место и роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе ВУЗа, специфика объекта и субъекта воздействия педагога, специфика оценки педагогической деятельности. Методы обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля в обучении).  Традиционные и нетрадиционные методы обучения. Средства обучения. Методы активного обучения. Технологии преподавания психологии в высших учебных заведениях. Сравнительная характеристика сущности методики и технологии. Понятие технологий обучения, их классификация и характеристика. Инновационные технологии преподавания психологии.

Виды и методическая характеристика проведения лекционного занятия. Организация практического занятия по психологии. Виды и методика организации и проведения семинарского занятия. Классификация и характеристика методов обучения.

Методические средства обучения. Методика разработки учебников и учебных пособий по психологии. Источники научного и учебного материала при подготовке учебного курса по психологии. Методические средства и приемы преподавания. Методика создания проблемных ситуаций и задач при проведении учебных занятий. Основные компоненты проблемного обучения: проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемность как принцип обучения. Структура учебных ситуаций по В.Я. Ляудис. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.

Психолого-педагогические основы риторики. Риторическая обработка учебной информации. Риторическая разработка речи преподавателя. Этапы риторической обработки учебного материала. Культура речевого поведения преподавателя. Методы изложения учебного материала. Приемы привлечения внимания. Параметры эффективности речевого воздействия. Критерии и показатели оценки эффективности устного выступления.

Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание, организация. Контроль и оценка знаний учащихся. Дидактические требования к системе контроля. Виды, формы и организация контроля учебной деятельности студентов. Основные принципы организации контроля и оценки в вузе. Основные функции системы контроля и оценки. Методы контроля и проверки. Критерии усвоения знаний, умений и навыков. Оценочные показатели ответов студентов.

Методика составления дидактических тестов по психологии. Диагностика дидактических тестов: надежность, действенность (валидность), дифференцированость. Рейтинговая оценка учебных достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: