II. Программа экзамена

I. Общие положения

 

В аккредитованном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский университет государственного управления» государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Психология» проводится в два этапа:

I этап – компьютерное или бланочное тестирование с целью проверки основополагающих фундаментальных знаний по наиболее важным профессиональным дисциплинам, курсам, формирующим компетенции бакалавра, с обязательным присутствием одного из членов ГЭК, как правило – декана факультета или его заместителя.

II этап – традиционный экзамен, принимаемый государственной экзаменационной комиссией.

Тестирование проводится в день проведения государственного экзамена, за 60 минут до начала экзамена в традиционной форме.

До начала компьютерного тестирования сотрудник ОТ и ККО, факультета проводит инструктаж по процедуре тестирования и индивидуально для каждого студента активирует доступ к системе тестирования. На выполнение теста отводится 30 минут. Во время выполнения тестов студентам запрещается использовать любые дополнительные материалы и справочную литературу, а также покидать аудиторию.

Оценка за тестирование выставляется на основании следующих критериев:

Рейтинг правильных ответов Оценка
от 0% до 60,0% «неудовлетворительно»
от 60,1% до 80,0% «удовлетворительно»
от 80,1% до 95,0% «хорошо»
от 95,1% до 100% «отлично»

 

Результаты тестирования оформляются в виде отдельной ведомости с оценками. Для студентов, получивших оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» распечатывается анализ теста с указанием тем в тесте и степени их освоения.

Электронная ведомость с результатами тестирования передается председателю государственной экзаменационной комиссии к моменту проведения заседания экзаменационной комиссии по обсуждению результатов устных ответов студентов и выставлению итоговых оценок.

Результаты тестирования являются частью итоговой оценки, выставляемой государственной экзаменационной комиссией за государственный итоговый междисциплинарный экзамен.

Порядок сдачи государственных экзаменов определяется расписанием работы ГЭК. На неделе, предшествующей сдаче государственных экзаменов, кафедра психологии организует консультации студентов по вопросам, выносимым на экзамен, а также о порядке и организации работы ГЭК.

Входить в аудиторию для сдачи государственного экзамена разрешается только по приглашению технического секретаря комиссии.

Прибыв в аудиторию для сдачи государственного экзамена, студент регистрируется у секретаря ГЭК, берет экзаменационный билет и лист ответа, затем представляется членам государственной экзаменационной комиссии и называет номер билета. С разрешения председателя ГЭК садится и готовится к ответу.

Билет по государственному итоговому  междисциплинарному экзамену включает в себя три вопроса: по общей психологии, консультативной психологии, педагогической психологии и психологии развития и возрастной психологии или методике преподавания психологии.

Для подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета студенту предоставляется не менее 30 минут. Ответ должен занимать не более 30 минут. При подготовке на вопросы экзаменационного билета студент может пользоваться программой государственного итогового междисциплинарного экзамена и справочным материалом (если таковой утвержден кафедрой). Лист ответа обязательно подписывается студентом и после окончания ответа сдается секретарю ГЭК (в том числе и в случае, если студент не делал на нем никаких записей).

По окончании ответа студенту задают вопросы председатель и члены комиссии. Члены комиссии имеют право задавать экзаменуемому дополнительные вопросы в объеме программы государственного итогового междисциплинарного экзамена. По ответам на вопросы экзаменаторы судят о широте кругозора выпускника, его эрудиции, умении выступать публично, аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

При ответе на экзамене по билету и на дополнительные вопросы студент должен продемонстрировать:

- ясную логику и последовательность изложения материала;

- хорошее понимание фактологического материала;

- знание методологических основ психологической науки;

- умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный им материал;

- видение возможностей использования полученных знаний и навыков для решения прикладных задач психологии;

- умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами из практики, анализировать их с точки зрения психологической науки;

- умение критически мыслить и применять знания в нестандартных ситуациях.

Основными критериями ответов выпускников выступают:

- объём знаний - сумма фактов, понятий, правил, законов, которые усвоил студент по тому или иному вопросу или проблеме,

- системность знаний - понимание идеи и научной логики проблемы, ее закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими,

- осмысленность знаний - правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач,

- прочность знаний - твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях,

- действенность знаний - умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

При проведении государственного итогового междисциплинарного экзамена по психологии устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

- Оценка «отлично» ставится за наличие глубоких, исчерпывающих знаний вопроса в объеме освоенной программы; знание основной литературы; понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии; правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании психологических средств; полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.

- Оценка «хорошо» - за твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но в ответе по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки, что вызвало замечания, поправки экзаменаторов. Эта оценка ставится за прочное знание вопроса при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более 1-2).

- Оценка «удовлетворительно» - за знание и понимание вопроса с заметны­ми пробелами, неточностями, ответы на поставленные вопросы без грубых ошибок, при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора.

- Оценка «неудовлетворительно» - за незнание вопроса, непонимание сущности излагаемых вопросов, грубые ошибки в ответе, боль­шое количество ошибок в ответе, свидетельствующих о неправильном понимании вопроса; незнание способов решения практических задач, беспорядочность и неуверенность изложения материала.

Студенту следует помнить, что при оценивании ответов экзаменаторы руководствуются следующими критериями:

ü полнота и содержательность ответа;

ü умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

ü логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

ü точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

ü умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);

ü умение делать выводы и обобщения;

ü умение применить теорию в практической деятельности психолога;

ü умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

ü умение уложиться в отведенное время;

ü умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

При выставлении итоговой оценки по результатам сдачи междисциплинарного государственного экзамена комиссия придерживается следующих рекомендаций:

 

Оценка за тестирование Оценка устного ответа Итоговая оценка
неудовлетворительно отлично удовлетворительно
неудовлетворительно хорошо удовлетворительно
неудовлетворительно удовлетворительно неудовлетворительно
неудовлетворительно неудовлетворительно неудовлетворительно
удовлетворительно отлично хорошо
удовлетворительно хорошо хорошо - удовлетворительно
удовлетворительно удовлетворительно удовлетворительно
удовлетворительно неудовлетворительно неудовлетворительно
хорошо отлично отлично
хорошо хорошо хорошо
хорошо удовлетворительно удовлетворительно
хорошо неудовлетворительно удовлетворительно – неудовлетворительно
отлично отлично отлично
отлично хорошо хорошо
отлично удовлетворительно хорошо – удовлетворительно
отлично неудовлетворительно удовлетворительно

 

Члены ГЭК могут принять решение о выставлении другой итоговой оценки, изложив основания в протоколе. Но при этом обязательным для выполнения является следующее условие: студент, получивший оценку «неудовлетворительно» по результатам тестирования, не может получить итоговую оценку «отлично».

При проведении государственного итогового междисциплинарного экзамена на каждого выпускника секретарем комиссии заполняется протокол с указанием номера билета, перечня вопросов билета, результата тестирования и результата его ответа.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются на закрытых заседаниях ГЭК с выставлением оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» на основании устного ответа выпускника по вопросам билета и результатов тестирования.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» при сдаче государственного экзамена к защите ВКР не допускаются.

В случае отказа выпускника от устного ответа по причине ухудшения его состояния здоровья члены экзаменационной комиссии вправе принять решение о внесении в экзаменационную ведомость записи «не явился (не явилась)» при условии подтверждения диагноза медицинским работником. Если медицинским работником не подтверждается ухудшение состояния здоровья выпускника, члены экзаменационной комиссии вправе внести в экзаменационную ведомость запись «неудовлетворительно», на основании которой выпускник считается не прошедшим итоговую государственную аттестацию и отчисляется из университета.

Если при подготовке ответа на государственном итоговом междисциплинарном экзамене, выпускник пользовался заранее приготовленными материалами, не допускаемыми к использованию на экзамене, члены комиссии также вправе внести в экзаменационную ведомость запись «неудовлетворительно», на основании которой выпускник считается не прошедшим государственную итоговую аттестацию и отчисляется из университета.

При неявке на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по уважительной причине, студент должен сообщить о причинах неявки до конца работы ГЭК и написать соответствующее заявление.

В случае неявки по неуважительной причине студент отчисляется из университета.

Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Решение о присвоении выпускнику степени бакалавра и выдаче диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании принимает итоговая аттестационная комиссия по положительным результатам государственной итоговой аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.

Все решения государственных экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

Итоги работы государственной экзаменационной комиссии объявляются выпускникам в тот же день. Результаты работы государственной экзаменационной комиссии не подлежат апелляции. Студент, не согласный с оценкой, может обратиться к председателю ГЭК за разъяснением.

II. Программа экзамена

 

Общая психология

 

Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии. Понятие отражения и психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания. Деятельностный подход в психологии.

Понятие деятельности в психологии. Информационная основа деятельности. Цель - как компонент деятельности. Психологическая модель деятельности. Способы, приемы и средства деятельности. Предмет деятельности. Отличие деятельности от активности животных. Строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций. Потребности человека. Виды потребностей: витальные и социальные потребности. Функции потребностей в психической активности человека. Потребности в структуре деятельности человека. Основные теории потребностей в современной психологии. Классификация человеческих потребностей. Потребности и мотивы. Виды мотивов. Явление сдвига мотива на цель. Мотивация отдельных видов деятельности.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное) и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Ощущения человека и их психологическая характеристика. Роль ощущений в психической жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Основные концепции генезиса ощущений. Основные закономерности возникновения и динамики ощущений. Виды ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности: абсолютный и относительный пороги ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера-Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Методы изучения ощущений. Ощущения в системе психологического воздействия.

Психологическая характеристика восприятия человека. Восприятие в системе когнитивного взаимодействия человека со средой. Виды и свойства восприятия. Закономерности восприятия. Взаимодействие восприятия с другими познавательными процессами. Основные теории восприятия. Особенности восприятия человека в различных условиях жизнедеятельности. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени. Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия.

Психология памяти. Функции памяти. Виды памяти. Основания для классификации видов памяти. Процессы памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Психологические закономерности мнемической деятельности. Память и научение. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Нарушения памяти. Эффект Зейгарник. Теории памяти в психологии: ассоциативная, смысловая, психоаналитическая, деятельностная, информационно-кибернетическая теории памяти.

Формирование и развитие памяти. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Условия и приемы эффективного запоминания, мнемотехники. Методы диагностики памяти. Профессиональная память психолога.

Психология мышления. Понятие мышления. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теоретическое и практическое мышление. Словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления. Понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Классификация людей по типам мышления. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Тесты интеллекта. Теории мышления в психологии: ассоциативная теория, представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии, логическая теория, деятельностная, информационно-кибернетическая теории мышления. Развитие мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже; стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Концепция Л. С. Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского - Сахарова). Информационная теория когнитивного развития.

Психология воображения. Психологическая сущность воображения. Отличие воображения от образов памяти и восприятия. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное - их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Мечты и фантазии. Место воображения в системе познавательной деятельности человека. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проективных методик изучения личности.

Речь в системе познавательной деятельности. Психологическая характеристика речевой деятельности. Функции речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их значение. Внутренняя и внешняя речь. Устная и письменная речь. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Значение слова как единицы мышления и речи. Речь как средство познания, общения и как инструмент мышления.

Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком. Нарушения речи.

Внимание и его роль в организации познавательной активности. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Внимание как функция внутреннего контроля. Формирование и развитие внимания. Методы активизации внимания. Внимание и профессиональная наблюдательность психолога. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека.

Психологические теории внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Основные концепции и теории внимания (Т. Рибо; Д.Н.Узнадзе; П.Я.Гальперин; Л.С. Выготский). Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Развитие внимания.

Проблема эмоций в современной психологии. Приспособительное значение эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса-Ланге. Теория эмоций Кеннона-Барда. Активационная теория эмоций Линдслея - Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера. Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Понятие эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, динамика развития, направленность, способ выражения эмоций. Эмоции и чувства. Эмоции и потребности. Эмоции и система ценностей личности. Роль эмоций в мотивационных процессах. Эмоции и мышление. Влияние эмоций на общение, поведение и деятельность человека. Эмоции и переживания. Эмоции и самоконтроль.

Проблема воли в психологии. Определение понятия воли и волевого действия. Волевые качества личности. Внешние и внутренние препятствия в сознательном регулировании поведения. Побудительная и тормозная функции воли. Прямая и косвенная формы регуляции. Два уровня сознательной рефлексии: осознание и выбор. Показатели волевой активности по А.И.Высоцкому: направленность, сила, устойчивость, широта. Психологическая структура волевого акта. Простое и сложное волевое действие. Факторы интенсивности волевого действия. Теории воли: Н.А. Бернштейн и П.К. Анохин, В.А. Иванников и В.М. Бехтерев. Развитие воли. Нарушение воли: апраксия и абулия.

Проблема темперамента в психологии. Понятие темперамента. Свойства нервной системы и темперамент. Проблема соотношения природных и социальных предпосылок формирования темперамента человека. Типология темпераментов. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический темпераменты. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. История изучения и современные представления о психологической природе темперамента. Онтогенез темперамента человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности, общения и поведения. Методы психодиагностики темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости - применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Характер. Определение понятия характер. Понятия: определенный, неопределенный, цельный, противоречивый характер. Нравственные и волевые черты характера. Понятие акцентуации характера. Критерии и свойства психопатического характера (по П.Б. Ганнушкину, Ю.Б. Гиппенрейтер). Типы акцентуаций по А.Е. Личко и К. Леонгарду. Формирование и развитие характера. Сензитивные периоды формирования характера. Методы диагностики характера.

Способности. Понятие способностей и задатков. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. Классификация способностей как общечеловеческого свойства и свойства индивида. Понятие и структура познавательных (интеллектуальных) и психомоторных, коммуникативных и духовных способностей. Творческие способности. Роль способностей в структуре личности. Интеллектуальные способности и факторные модели интеллекта (Ч. Спирмена, Л. Терсоуна, Р. Кеттела). Генотипические модели интеллекта. Природа способностей человека, развитие способностей в онтогенезе человека. Влияние наследственности и среды на развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность. Характеристика одаренных детей по В. М. Слуцкому. Специфика развития творческих способностей. Патология способностей: олигофрения (дебильность, имбециальность, идиотия). Методы диагностики способностей.

Личность. Понятие личности в системе человекознания. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: