Психологическое консультирование

Общественно-политические, экономические, социальные предпосылки организации психологической помощи населению. История создания отечественной и зарубежной психологической службы. Система профессиональной подготовки психологов-консультантов в РФ. Организация психологического консультирования. Оборудование психологического кабинета. Содержание и формы деятельности психолога-консультанта, его взаимодействие с врачами, педагогами, служителями церкви.

Цели консультативной работы, основные направления и принципы проведения психологической консультации.

Классификация теоретических подходов и форм консультативной помощи населению. Основные механизмы психологического воздействия: инсайт, доверие к другому, новое знание о себе, новый навык, новый эмоциональный опыт, эмпатия. Характер ожиданий пациента: предписание, совет, внушение, истолкование, интерпретация, изменение поведения, образа, эмоциональная поддержка, аппеляция к воле, разуму, чувствам консультируемого.

Этические нормы, регулирующие профессиональную деятельность психологов-консультантов. Ответственность консультанта. Правила конфиденциальности.

Типы проблемных ситуации клиента. Причины и поводы обращений клиента за помощью к психологу- консультанту.

 Основы психодиагностики. Требования к психодиагностическим процедурам в психологическом консультировании. Естественный и лабораторный эксперименты, метод срезов и лонгитюдные исследования, наблюдение, социальная перцепция в консультативной работе, анализ невербального и вербального поведения, беседа и интервью. Способы постановки вопросов. Способы конструирования вопросов. Анкетирование, исследование продуктов психической деятельности, психобиографический метод. Тесты: их классификации и требования к тестам. 

Формы оказания психологической помощи: индивидуальная психологическая помощь, семейная психотерапия и консультирование, групповая психотерапия и тренинги. Основные типы проблем, с которыми работает психолог-консультант и этапы психологического консультирования. Конструктивные и неконструктивные запросы. Запросы об информации, саморазвитии, снятия симптома, помощи в саморазвитии, трансформации. Манипулятивные тенденции консультируемого.

Основные направления психологической коррекции. Современная поведенческая психотерапия. Основные типы научения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание, социальное научение. Способы формирования и угашения навыков в практике психологической помощи. Психоанализ и психодинамическая психотерапия. Основные направления современной психодинамической психотерапии. Структура психоаналитического процесса. Логотерапия, ее основные понятия. Парадоксальная интенция и дерефлексия как техники логотерапии. Трансактный анализ, его основные разделы и схема эгосостояний. Типы трансакций, анализ игр и сценария. Гуманистическая психология и клиент центрированная психотерапия. Группы встреч. Гештальттерапия. Принципы гешальтупражнений. Психодрама. Основные понятия психодрамы. Участники и этапы психодрамы. Сценарий и техники психодрамы. Основные направления телесно-ориентированной психотерапии. Нейро-лингвистическое программирование. Его основные понятия и этапы. Техники нейролингвистического программирования. Психосинтез. Его основные понятия и техники. Техника медитации в практике психологической помощи.

Понятие социально-психологического тренинга (СПТ). СПТ как вид оказания психологической помощи. Виды и характеристика СПТ. Особенности подготовки и проведения СПТ.

Понятие психологического профессионального консультирования. Направления профконсультационный работы психолога. Основные подходы в практике профессионального консультирования. Деловое профессиональное консультирование: технологии, цели и задачи. Виды делового профконсультирования. Цели и задачи профориентационного консультирования, формы консультационной работы, типы профконсультационных ситуаций. Личный профессиональный план оптанта.

Профессионально-психологическое консультирование безработных. Психологическая характеристика безработных, негативные психические состояния безработных. Типы поведения безработных.

Структура и содержание психологического сопровождения профессиональной деятельности. Понятие и компоненты целевого психологического ресурса. Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Работы С.А. Липатова, Ю.М. Забродина, Н.М. Лебедева, Никифорова Г.Г. по психологическому сопровождению профессиональной и организационной деятельности.

Организационное (управленческое консультирование). Понятие, объект, предмет и цели организационного консультирования. Типы задач организационного консультирования. Задачи и функции организационного консультанта. Ответственность и независимость организационного консультанта. Характеристика внешних и внутренних консультантов в организационном консультировании. Характеристика и особенности коуч-консультирования. Акмеологическое консультирование, его сущность и содержание. Экспертное консультирование: цели, задачи, особенности и виды. Психодиагностическое обеспечение консультирования персонала организации.

Профессиональные деформации и деструкции личности. Факторы развития профессиональных деструкций. Виды профессиональных деструкций. Профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации. Специализированные деформации. Индивидуализированные деформации. Профессионально-типологические деформации и их механизм.

III. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Профессиональный этический кодекс психологов-консультантов и правила конфиденциальности в психологическом консультировании.

2.  Цели, задачи и принципы консультативной работы. Основные приёмы, способы и средства взаимодействия консультанта-психолога и клиента.

3. Типы проблемных ситуаций клиентов и причины обращений за помощью к психологу - консультанту.

4. Возрастные особенности и их учет в психологическом консультировании.

5. Социально-психологический тренинг как вид психологической помощи. Виды, особенности подготовки и проведения социально-психологического тренинга.

6. Психодинамическое направление в консультативной работе психолога.

7. Поведенческий подход в психологическом консультировании.

8. Гуманистическое направление (клиент-центрированный подход) в консультативной работе психолога.

9. Семейное консультирование и его характеристика.

10. Психолого-педагогическое консультирование и его особенности.

11. Организация, функции и направления деятельности психологической службы предприятия, организации.

12. Психологическое профессиональное консультирование, его сущность, содержание и основные подходы.

13. Сущность, задачи, виды и направления профессионального консультирования.

14. Цели, задачи и содержание профориентационного консультирования.

15. Психологические особенности и содержание профессионально-психологического консультирования безработных.

16. Отбор содержания по учебному курсу «Психология»: источники и принципы отбора содержания. Подготовка преподавателя к занятиям по психологии.

17.  Методика создания проблемных ситуаций и задач при проведении учебных занятий по психологии. Основные компоненты проблемного обучения.

18. Риторическая разработка речи преподавателя: этапы подготовки, композиционное построение речи, методы изложения учебного материала.

19. Методика подготовки и проведения основных видов учебных занятий по психологии: лекции, семинара, практического занятия. Их целевое предназначение в учебном процессе и характеристика.

20. Психология как наука. Ее место в структуре наук о человеке. Психология научная и житейская.

21. Методология, методы и методики психологического исследования. Классификация исследовательских методов психологии.

22. Сущность и виды эксперимента. Понятие «переменная». Виды гипотез.

23. Социально-психологические методы исследования в психологии и их характеристика.

24. Становление предмета психологии: психология как наука о душе, о сознании, о поведении, о психике.

25. Развитие высших психических функций (концепция Л.С. Выготского). Понятие интериоризации.

26. Психологическая характеристика и классификация эмоций и чувств. Функции эмоций их влияние на психологическую активность личности.

27. Понятие деятельности. Структура и виды деятельности. Потребности и мотивы деятельности, их классификация. Сдвиг мотива на цель.

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

29. Восприятие как психический познавательный процесс. Психологическая характеристика основных свойств восприятия. Виды восприятия.

30. Память, ее психологическая характеристика и основные виды памяти. Процессы памяти. Нарушения памяти.

31. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления. Операции мышления.

32. Понятие языка и речи. Знак и значение. Виды и функции речи. Нарушения речи.

33. Воображение, его основные формы и их психологическая характеристика. Механизмы создания образов воображения.

34. Психологическая характеристика внимания: свойства, виды.

35. Общее понятие о воле и волевых процессах. Волевые качества личности.

36. Темперамент и свойства нервной системы. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

37. Характер, его природа, структура. Акцентуации характера.

38. Задатки и способности. Структура способностей. Виды способностей. Интеллектуальные и творческие способности. Уровни развития способностей.

39. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности: основные психологические подходы.

40. Сознание, его функции, свойства и структура. Самосознание и самооценка личности. Я - концепция и ее структура.

41. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы исследования психики детей и подростков.

42. Проблема соотношения обучения и развития. Теории психического развития. Зона актуального и ближайшего развития по Л.С.Выготскому.

43. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации. Группы периодизаций психического развития.

44. Понятие о критических периодах в процессе психического развития. Характеристика возрастных кризисов.

45. Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве.

46. Психологические особенности развития дошкольника.

47. Роль игры в психическом развитии ребёнка. Теории игры и их общая характеристика.

48. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Возможности диагностики и коррекции.

49. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возраста.

50. Психология зрелого возраста, проблемы геронтогенеза.

51. Педагогическая психология как отрасль научного знания, этапы ее становления.

52. Основные тенденции развития современной педагогической психологии.

53. Программированное и проблемное обучение как пути оптимизации традиционного обучения.

54. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Этапы и уровни организации действий.

55. Характеристика учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в школьном и студенческом возрасте (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

56. Педагогическая деятельность, ее характеристики.

57. Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

 

IV. Рекомендуемая литература

Общая психология

Основная:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по Общей психологии. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 511 с.

2. Лурия А.Р. Лекции по Общей психологии. – СПб,: Питер,2007. – 113 с.

3. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Academia, 2010. – 384 с.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2010.

2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу «Психология человека». – М.: Педгогичсое общество России, 2001. – 276 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003. – 336 с.

5. Годфруа Ж.Что такое психология: в 2-х т. Т.1: М.: «Мир», 2004. – 496 с. Т.2: 376 с.

6. Карелин А.Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: «Эксмо», 2006. – 416 с.

7. Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт-издат, 2010. – 639 с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: «БАФХРАХ-М», 2003. – 672 с.

9. Рубинштейн.С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

10. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 224 с.

Ресурсы Интернет по курсу «Общая психология»

1. Психология для всех: (http://psychology.virtuale.net/)

2. Каталог психологической литературы в Интернет:

(http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)

3. Интерактивные психологические тесты:

(http://vic-cool.chat.ru/emain.htm)

4. Психологический словарь. (http://psi.webzone.ru).

5. Книги по психологии: (http://www.user.cityline.ru/-ciborisn/wm.htm)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: