Предисловие
Данное пособие по геометрии направлено на формирование у студентов основных математических умений, пространственного мышления и развитие самостоятельного познания. Предлагаемые задания соответствуют стандарту математического образования и дают возможность преподавателю организовывать работу учащихся на уроках и дома.
Пособие включает обучающие и проверочные задания по учебной дисциплине естественно - научного цикла: «Математика» по теме «Многогранники», с использованием методов таксономии Б.Блума. Задания расположены по степени усложнения характера познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Предложенные задания в учебном пособии различные по форме и содержанию. Первая группа заданий, проверяющих знание формулировок, конкретных фактов,
основных понятий. Эти задания предлагают вставить пропущенные слова в утверждения, чтобы оно было верным, закончить формулировку определения или ответить на вопросы.
|
|
Вторая группа заданий проверяет понимание смысла определений, теорем, свойств, признаков. В заданиях такого рода необходимо объяснить факты, правила, принципы, ответить на вопросы, уточняющие некоторые детали, тонкости в содержании геометрического факта. Также преобразовать словесный материал в графическую форму.
Третья группа направлена на практическое применение теории в конкретных ситуациях, а также формирует у учащихся умение подвести условие задания под некоторое геометрическое понятие или факт, использовать свойства и признаки в новых ситуациях. Многие из этих заданий способствуют дальнейшему развитию пространственного мышления учащихся.
В четвертой группе заданий предусмотрен анализ решения выборочных задач, заполнение пропусков в частично решенных задачах. Данные задания обучают учащихся вычленять части целого, выявлять взаимосвязь между ними, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений, проводить различие между фактами и следствиями.
Пятая группа заданий обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. В заданиях такого рода необходимо составить условие задач, предварительно составить план решения или графическое изображение фигур.
Последняя группа заданий обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Это задания с выбором ответа и с данным ответом, что позволяет осуществить учащимися самоконтроль за качеством своего обучения.
Предложенные задания могут быть использованы преподавателями на занятиях в ходе закрепления, повторения, обобщения изученного материала по теме, а также учащимися в самостоятельной работе, для самопроверки и самоконтроля.
|
|
Содержание
§1. Понятие многогранника. Призма
1.1.Теоретические сведения…................................................................................................... 6
1.2.Упражнения…....................................................................................................................... 9
1.3.Практические решения задач.............................................................................................. 14
1.4.Задачи для самостоятельного решения…......................................................................... 19
§2. Пирамида. Усеченная пирамида
1.1.Теоретические сведения…................................................................................................... 19
1.2.Упражнения…....................................................................................................................... 21
1.3.Практические решения задач.............................................................................................. 27
1.4.Задачи для самостоятельного решения….......................................................................... 31
§3. Правильные многогранники
3.1.Теоретические сведения…................................................................................................... 31
3.2.Упражнения…....................................................................................................................... 37
Список литературы..................................................................................................................... 39
Понятие многогранника. Призма
1.1 Теоретические сведения
Замкнутая поверхность, составленная из многоугольников, и ограниченное ею некоторое геометрическое тело, называется многогранником.
Многогранниками являются тетраэдр, параллелепипед.
Тетраэдр | Параллелепипед |
Многоугольники, из которых составлена поверхность многогранника, называются его гранями.
Стороны граней называются ребрами, а концы ребер – вершинами многогранника.
Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется
диагональю многогранника.
Многогранник обычно обозначается перечислением его вершин.
Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые. Многогранник называется
выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани.
На рисунке 1, б и в изображены выпуклые многогранники, а, г и д – невыпуклые многогранники.