Прочитайте текст и выполните задания 21–24

      Концепции правовой государственности и парламентаризма близки, имеют ряд сходных свойств, однако различаются по своему предназначению. Теория парламентаризма важна для конституционно-правового регулирования статуса парламента в целях обеспечения реальности его полномочий в системе разделения властей. 

Парламентаризм определяется как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка. 

  К настоящему времени формируется некое международное восприятие правовой государственности. Например, Международной неправительственной организацией World Justice Project разработана и уже несколько лет применяется на практике система индикаторов, позволяющих рассчитать индекс верховенства права для различных стран мира. К числу таких индикаторов отнесены степень ограничения полномочий институтов власти, уровень коррупции, порядок и безопасность, гарантии защиты основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, качество правосудия.

    Как правило, правовому государству приписываются следующие признаки: верховенство права и закона; разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную; признание прав человека и наличие механизма их реализации; независимость суда; приоритет международного права над внутринациональным; политический плюрализм. Среди условий создания правового государства называют множество факторов. 

При своей схожести теории правовой государственности и парламентаризма всё же различны. И каждая из них имеет свою практическую значимость. В частности, термин «парламентаризм» призван характеризовать роль парламента в механизме государства, также парламентаризм призван минимизировать потенциальную угрозу узурпации власти со стороны исполнительных органов. Концепция парламентаризма позволяет понять, через какие юридические механизмы можно обеспечить реальность и эффективность реализации полномочий парламентом, ориентирует законодателя в определении правильного направления регулирования правового положения представительных учреждений в стране. 

Модель же правовой государственности, представляя собой некий идеал, обеспечивает стремление отразить в законе справедливый правопорядок. 

Достоинства концепции правовой государственности сводятся к двум принципиальным моментам. Во-первых, правовое государство призвано отразить значимость формально-юридической роли закона, то есть подчинить установленным нормам права не только всех граждан, но и сам государственный аппарат, исключить произвол. 

Во-вторых, теория правового государства призвана исключить излишне волюнтаристское восприятие закона с позиции позитивизма: правовое государство предполагает не просто подчинение законам, а правовым, т. е. справедливым и правильным законам. Конечно, современная государственность предлагает юридические способы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности», в том числе через механизмы разделения властей, конституционализма, конституционной юстиции. 

(по Л.Г. Коноваловой)

 

21. Какое определение понятию «парламентаризм» даёт автор? В чём проявляется практическая значимость теории парламентаризма? Укажите два любых проявления, названных автором. В чём проявляется практическая значимость модели «правовой государственности», с точки зрения автора?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство». Какие признаки правового государства приводит автор? (Назовите любые два признака.) Какую роль в системе разделения властей играет теория парламентаризма, с точки зрения автора?

23. Какие механизмы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности» в современной государственности приведены в тексте? Назовите два любых механизма. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих механизмов. (Сначала указывайте механизм, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор пишет, что становлению правового государства способствует множество факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три фактора становления правового государства.

25. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «сделка»;

2) составьте два предложения:

– одно предложение, содержащее информацию о формах сделок; – одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов сделок.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примерами каждый из них. (Сначала назовите функции, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Статистические службы страны Х на протяжении последних пяти лет констатируют рост числа незанятых трудоспособных граждан страны в возрасте от 18 до 30 лет в сочетании с общим падением уровня производства во всех отраслях экономики страны, в том числе в сфере услуг, удельный вес которой составляет более 60%. Исследователи отмечают, что власти страны Х предпринимают меры по борьбе со сложившимися социально-экономическими проблемами. 

Какое социально-экономическое явление проиллюстрировано описанной в тексте ситуацией? Какой вид данного социально-экономического явления описан в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите два других вида данного социально-экономического явления. 

Какой тип общества существует в стране Х?

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобализация и её последствия». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й)

приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й)

приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Знание – в действии». (Эразм Роттердамский)

29.2. Экономика. «Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения». (Д. Дьюзенберри)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: