Прочитайте текст и выполните задания 21–24

Современную демократию отличают принцип и система всестороннего представительства. Требование создания многопартийной системы обеспечено стремлением привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой современных государств. Однако роль представительного органа власти как выразителя «общей воли» в отличие от «воли всех» означает, что в парламенте должны быть представлены не интересы отдельных социальных групп или личностей, а общезначимые политические интересы. Именно поэтому в демократических странах основными коллективными актёрами избирательного процесса и парламентского представительства являются политические партии, которые, в отличие от иных общественных объединений, предназначены не для выражения отдельных корпоративных интересов, а для выявления и учёта в групповых интересах общезначимого начала и перевода их на общегосударственный уровень.

Интересно в данной связи мнение немецкого политолога Клауса фон Бейме, который среди приоритетных функции партий выделяет: определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий; выражение и объединение общественных интересов; мобилизация и социализация граждан; формирование правящей элиты и состава правительства. Именно поэтому, как мы считаем, политические партии берут на себя следующие функции: формулирование коллективных целей для социума, предлагая различные цели и стратегии общественного развития; трансформируя требования и чувства социальной неудовлетворенности в позитивные политические цели, партии направляют стихийную энергию социального протеста в русло конституционной борьбы за их достижение через участие в государственном управлении; расширяя пространство публичного политического процесса,  партии стремятся преодолеть отчуждение маргинальных групп общества от политики, то есть выполняют функцию политической мобилизации; партии выполняют важнейшую функцию политической социализации. Они упрощают стоящий перед избирателями выбор. Отсюда следующая констатация: политические партии и регулярные выборы – это тесно взаимосвязанные и взаимозависимые институты демократической системы.

Отмечая особую роль и значение партий в функционировании представительной демократии, многие исследователи называют современное государство «партийным государством» (причём и те, кто позитивно, и те, кто негативно оценивают данное политическое явление). «Партийное государство» в этом случае необходимо понимать как тип современной демократии, в которой парламент утратил своё значение в качестве института выражения суверенной воли народа: парламенты в основном лишь ратифицируют те решения, которые в другом месте, уже приняли партии, входящие в коалицию большинство. 

(по М.О. Омарову)

 

21. Какое определение понятию «партийное государство» даёт автор? Какие две оценочные позиции исследователей относительно становления «партийного государства» приводит автор? Какую отличительную особенность современной демократии называет автор?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическая партия». Какие функции политических партий выделяет, согласно тексту, Клаус фон Бейме? (Назовите три любые функции.) Чем, с точки зрения автора, обеспечено требование создания многопартийной системы?

23. Какие функции, по мнению автора, берут на себя политические партии в условиях современной демократии (назовите любые две функции)? Приведите по два примера, иллюстрирующих реализацию каждой из этих функций. (Сначала указывайте функцию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор пишет, «политические партии и регулярные выборы – это тесно взаимосвязанные и взаимозависимые институты демократической системы». Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите четыре пояснения, как деятельность политических партий связана с выборами в демократическом государстве.

25. Используя обществоведческие знания:                 

1) раскройте смысл понятия «понятия «глобализация»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о факторах глобализации;

– одно предложение, раскрывающее одно из проявлений глобализации в духовной сфере.

 (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите любые три вида юридической ответственности и проиллюстрируйте примерами их воздействие на поведение субъектов права. (Сначала назовите вид юридической ответственности, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован  развёрнуто.)

27. В стране  Z, экономика которой основана на многообразии форм собственности на факторы производства при приоритете частной собственности, в течение последних 5 лет зафиксирован рост численности трудоспособного населения, не имеющего работы и постоянного заработка. При этом зафиксирован устойчивый рост цен на товары, не сопровождающийся изменением их качества. 

Какие два экономических процесса иллюстрирует приведённая ситуация в стране Z? Назовите оба процесса. Укажите по одной любой мере, направленной на борьбу с этими явлениями, которые должно осуществлять правительство страны (сначала укажите явление, затем меру борьбы с ним). К какому типу экономических систем относится экономическая система страны Z? Укажите один любой признак данной экономическая системы, не приведённый в тексте задания.

  28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й)

приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Человечество усердно перерабатывает природу в мусор». (М. Кули)

29.2. Экономика. «В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». (А. Онассис)

29.3. Социология, социальная психология. «Воспитание развивает способности, но не создаёт их». (Вольтер)

29.4. Политология. «Тоталитаризм стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны». (Х. Арендт).

29.5. Правоведение. « По отношению к виновным нужно быть суровым без жестокости или снисходительным без попустительства». (Ш. Дюкло)

Вариант 3

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  … Денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом
  Арест Содержание осуждённого в условиях строгой изоляции от общества (устанавливается на срок от одного до шести месяцев)

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Мотив; субъект; цель; деятельность; объект; результат

3. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) эмиссия денег; 2) обслуживание депозитов; 3) осуществление расчётов между предприятиями; 4) выдача кредитов; 5) осуществление валютного регулирования; 6) выпуск кредитных денег.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности.

2) Гедонистическая функция искусства проявляется в том, что  человек отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

3) Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.

4) Эстетическая функция искусства проявляется в том, что искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.

5) Предметом искусства может быть человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК                        

А) анонимность создателей произведений          Б) ориентированность на традиции, обычаи       

В) сложность для восприятия неподготовленным потребителем  Г) серийный характер производства

Д) ориентированность на коммерческий успех

ФОРМА КУЛЬТУРЫ

1) народная       2) элитарная 3) массовая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6. В стране Х проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Начиная с уровня начального образования, учащиеся занимаются

индивидуальной и групповой проектной деятельностью.

2) В   рамках программы     модернизации образования правительство финансирует         закупку школами            современного мультимедийного оборудования.

3) Учащимся с ограниченными возможностями предоставляется доступ к образовательным программам на онлайн-платформах.

4) В старших классах создаются условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными интересами.

5) В школьной программе увеличено число часов, отведённых на изучение основ социальных наук.

6) Школьные программы     корректируются           с         учётом международных стандартов.

7. Выберите верные суждения о предпринимательской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2)  Социальная функция предпринимательства выражается в объединении и комбинировании факторов производства и методов организации труда.

3) Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная,

осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

4) Предпринимательская          деятельность осуществляется исключительно с использованием наёмного труда.

5) Предпринимательство отличает поиск новых возможностей и перспектив развития бизнеса.

8. Установите соответствие между объектами и уровнями налогообложения:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ    

А) доходы физических лиц Б) земельный налог В) налог на добавленную стоимость     

Г) транспортный налог  Д) налог на имущество организаций

УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1) федеральный 2)    региональный      3) местный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

9. Семья Ивановых, Наталья и Пётр, планирует бюджет на ближайший квартал, составляя перечень планируемых семейных доходов и расходов. Найдите в приведённом ниже списке доходные статьи семейного бюджета Ивановых и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) прибыль от предпринимательской деятельности Петра 2) оплата услуг няни для детей Ивановых              

3) заработная плата Натальи 4) арендная плата за квартиру, в которой проживают Ивановы

5) выплаты по кредиту 6) пенсионные отчисления в негосударственный пенсионный фонд                   

10. На рисунке изображена ситуация на рынке злаковых культур           в         стране А: линия            предложения            S переместилась в новое положение S1. (На графике P – цена товара, Q – объём спроса товара.) 

 

 

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) внедрение более производительных технологий выращивания злаковых культур

2) рост числа фермерских хозяйств – производителей злаковых культур

3) начало сезона сельскохозяйственных работ

4) публикация информации о распространении вирусного заболевания злаковых культур

5) рост среднегодовых температур и аномальное сокращение числа осадков в регионах выращивания злаковых культур

11. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Стихийная социализация индивида может стать причиной девиантного поведения.

2) Отклоняющееся поведение всегда приводит к негативным последствиям.

3) Противоправное поведение является отклоняющимся.

4) Отклоняющееся поведение может повлечь за собой применение санкций.                

5) Отклоняющееся поведение всегда приводит к конфликтам в обществе.   

12. В ходе социологических опросов, проведённых в стране Z в 2011, 2012, 2014 годах респондентам задавали вопрос: «Каким источникам информации Вы доверяете при выборе банка больше всего?». Результаты опросов в процентах от числа опрошенных представлены в таблице.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Число опрошенных, ориентирующихся на рейтинги банков, неуклонноросло.

2) На рекламу банка обращают внимание при выборе банковских услуг менее десятой части опрошенных.

3) Рекомендации знакомых и родственников являются  определяющим фактором при выборе банка для большинства опрошенных.

4) На телефонную рекламу банковских услуг обращали внимание около трети опрошенных в 2011 году.

5) Роль публикаций в прессе к 2014 году возросла при выборе банка.

13. Выберите верные суждения о государстве как институте политической системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный суверенитет проявляется в наличии публичной власти.

2) Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме.

3) Социальная функция государства     заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам            гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жильё, медицинское обслуживание. 

4) Наряду с государством аппаратом для осуществления принудительной власти могут обладать другие социальные институты.

5)  Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в обществе, используя для этого систему правоохранительных институтов.

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А) подписание и обнародование федеральных законов

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения

В) назначение выборов в Государственную Думу

Г) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Д) управление федеральной собственностью

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ РФ

1) Президент РФ 2) Государственная Дума  3) Совет Федерации  4) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

15. В государстве Х регулярно проходят выборы главы государства и депутатов парламента, государство разделено на 5 административных областей, каждая из которых обладает долей самостоятельности в решении политических вопросов, согласно закрепленному в Конституции порядку. Какие из приведённых признаков позволяют характеризовать режим государства Х как демократический? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В предвыборной кампании принимают участие политические партии, пропагандирующие различные идеологии.

2) Предвыборная кампания широко освещается в проправительственных и оппозиционных СМИ.

3) Одновременно с выборами в федеральный парламент проходят выборы в представительные органы административных областей.

4) Действующий глава государства участвует в выборах.

5) Все политические партии, принимающие участие в предвыборной борьбе, получают компенсацию финансовых затрат, понесённых партией в ходе предвыборной компании на равной основе.

6) Парламент государства Х обладает двухпалатной структурой.

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) участие в управлении делами государства  2) получение высшего образования на конкурсной основе   

3) уплата законно установленных налогов и сборов

4) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

5) судебная защита прав и свобод

17. Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Юридическая ответственность всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя.

2) К государственному принуждению относятся карательные меры, применяемые к правонарушителям.

3) Принцип справедливости юридической          ответственности означает точную и строгую реализацию правовых предписаний.

4) Дисциплинарную   ответственность           возлагает        уполномоченное должностное лицо.

5) Деятельное раскаяние виновного лица освобождает от юридической ответственности.

18. Установите соответствие между полномочиями и осуществляющими их судебными органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЕ                  

А) рассмотрение дел по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной   власти и органами государственной власти субъектов РФ

Б) судебный надзор за деятельностью судов  общей юрисдикции, включая военные суды

В) дача судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе её изучения и обобщения

Г) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации

Д) толкование Конституции Российской  Федерации по запросу Президента РФ

СУДЕБНЫЙ ОРГАН

1) Верховный суд 2) Конституционный суд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

19. Николай Васильевич является адвокатом, членом адвокатской палаты. Найдите в приведённом ниже списке позиции, которые характеризуют полномочия адвоката. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Николай Васильевич должен ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты.

2) Николай Васильевич имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти.

3) Николай Васильевич в случае содержания под стражей доверителя имеет

 право беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность.

4) Николай Васильевич обязан заверять своей подписью и печатью документы, подготовленные при его содействии          

5)Николай Васильевич обязан регистрировать все совершённые им действия в специальном реестре.

6) Николай Васильевич имеет право своим постановлением освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Экономическая интеграция – это взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущее к их постепенному экономическому ___(А). На межгосударственном уровне интеграция происходит путём формирования региональных экономических ___(Б) государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в ___(В) условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов между странами. ___(Г) производственная кооперация, важнейшая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой ____(Д) разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). По мере её развития формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой ___(Е)».

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Список терминов:

1) слияние    2) национальный   3) взаимодействие   4) объединение 5) международный       

6) национализация 7) рынок   8) работник  9) либерализация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем – развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: