Цифровая педагогика для учителя. Выбор собственной стратегии в море возможностей

Самое трудное в переходе к чему-то новому – это вынужденный отказ от старого, привычного, понятного. Именно на этот переход человек затрачивает наибольшие психологические усилия, преодолевая неуверенность, страх, трудоёмкость периода запуска нового способа деятельности. При этом тот факт, что ему предлагают на выбор много новых способов работы, на все лады расхваливая их эффективность, доказывая их простоту и понятность, не снижает, а, напротив, увеличивает тревожность и сожаление по поводу вынужденных перемен. Мало того, что старое не работает, так ещё из нового нужно что-то самому выбирать.

В такой ситуации учитель особенно уязвим, поскольку важнейший аспект его работы и даже искусства – мотивировать других своим примером. Быть уверенным оптимистом по части освоения нового и непонятного. Как же вести себя учителю в такой ситуации? По всем психологическим законам у конструктивно настроенного человека рано или поздно наступает стадия принятия новых условий и включается механизм поиска оптимального сценария профессионального поведения. Ключ от кабинета меняется на пароль входа в сеть, тетради с контрольными – на виртуальную папку с файлами. Дальнейший ряд аналогий каждый может достроить сам.

Этот ряд, к слову, будет в значительной степени зависеть от того сценария, который учитель выберет для себя (и предложит своим ученикам) в условиях онлайн-образования.

На наш взгляд, при всей безусловной индивидуальности каждого педагога, имеет смысл предложить четыре основных сценария, которые помогут учителям не только переступить порог цифровой школы, но и повысить уровень своего профессионализма в новых условиях.

Сценарий 1 – «стартовый». Он подойдёт для тех, кто считает себя не очень уверенным пользователем информационных технологий. Любой учитель работает по своей учебной программе и, как правило, по одному базовому учебнику. Собственно, эти два ресурса становятся основой «стартового» сценария. Учебники у школьников есть, а программу имеет смысл выслать каждой семье, чтобы родители видели вашу логику изучения предмета. К этому стоит добавить канал связи с учениками, который будет удобен учителю: группа в социальной сети, электронная почта, базовый пакет приложения «Google Класс» и т.п. Спокойное освоение «стартового» сценария наверняка приведёт учителя к добавлению новых инструментов коммуникации и новых источников, помогающих школьникам освоить курс.

Сценарий 2 – «настороженно-ответственный». Учителей, которые могут воспользоваться этим сценарием, едва ли можно упрекнуть в излишней тревожности. Речь идёт скорее о сложившейся к настоящему времени практике повышенного внимания руководителей образования к результатам ОГЭ, ЕГЭ и прочих ВПР. Начавшаяся теперь уже точно необратимо цифровизация школы безусловно внесёт коррективы в эту «управленческую традицию», но и сейчас второй сценарий может помочь учителю поддержать своих будущих выпускников в подготовке к успешной сдаче экзаменов. Основа этого сценария, которым, кстати, можно дополнить Сценарий 1, – это широкий реестр тренажёров Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, доступных онлайн без ограничения.

Сценарий 3 – «поисковый». Его выберут учителя, уже имеющие опыт работы с образовательными сетевыми приложениями. Этот сценарий также предусматривает использование базового учебника и рабочей программы, но включает тестирование новых инструментов вместе с учениками и самообучение в сотрудничестве с другими учителями.

Сценарий 4 – «навигационный». По такому сценарию некоторые учителя начали работать ещё до официального объявления перехода на дистант. Их ученики уже привыкли к включению онлайн-ресурсов в обычный классно-урочный сценарий. Таким учителям будет интересно оперативно выбрать один наилучший инструмент или интегрировать несколько сетевых инструментов для того, чтобы в полной мере взять на себя себя роль тьютора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: