Мы — вместе, или Новая роль классного руководителя

В той ситуации, в которой мы все оказались, особая нагрузка ложится на классных руководителей. Совершенно понятно: чтобы выдержать бой, нужно проверить боеготовность, оружие и построить солдат. Извините за такую воинственную метафору, но именно классному руководителю уже пришлось в первые дни перенастройки новой школьной реальности заниматься этой самой «боеготовностью». А именно:

o провести мониторинг способов связи и каналов коммуникации с каждым ребенком, определить технические возможности семьи;

o собрать заявления от родителей и совершеннолетних учащихся на согласие временно перейти к дистанционной форме обучения;

o сообщить учащимся (родителям) адреса почтовых ящиков учителей-предметников для направления выполненных заданий и т.д.

Всевозможные не очень знакомые до этого момента термины порхают в воздухе. Все эти «логины», «домены», «пароли», «платформы» – это сейчас наш арсенал. НО! Попробуем не забыть о детях!

Мы предлагаем классным руководителям в условиях цифровой педагогики освоить новые роли:

· «Куратор (тьютор) команды учителей». Классный руководитель может и должен возглавить команду предметников, работающих в его воспитательском классе. Основные задачи такие: координация всех со всеми, мониторинг канала коммуникации «от учителя – учащемуся» и обратной связи: «учащийся – учитель», договоренность со всеми педагогами относительно «предельной» или «запредельной» нагрузки домашних заданий.

· «Модератор организационно – педагогического процесса». В ситуации, когда ученик не может зайти к завучу, психологу, диспетчеру расписаний, руководителю театральной студии, кружка бальных танцев, чтобы задать важные для него вопросы, модерировать этот процесс может классный руководитель. Освойте формат «единого окна». Способ коммуникации выбираете сами. Критерий выбора – эффективность такой связи.

· «Ведущий информационного канала для родителей». Эта роль хорошо вам знакома; только теперь нет возможности ответить на вопрос сразу всем на родительском собрании, да и по телефону не наговоришься, потому что вопросов стало больше. Есть чаты в мессенджерах; есть соцсети; есть ТВ-каналы по типу «Youtube» – решать вам. Практический совет: установите норму общения с родителями. Например: «вопросы получаю на почту, отвечаю раз в два дня в чате». Если не установить рамки, получится не общение, а бесконечный базар. Интересная иллюстрация здесь: https://youtu.be/cutg1ln_7_U.

· «Режиссер, сценарист, аниматор». Что бы вокруг ни происходило, счастье детей в том, чтобы в классе всегда были особые поводы для радости: дни рождения Лизы и Олега (может быть, еще кого-то), диплом за лучший проект (поданный на конкурс еще в «доцифровое» время), написанная в электронный журнал статья, выигранный конкурс для участия в программе «Сириуса», «Артека», «Орленка» в грядущем июле. Мало ли счастливых моментов бывает у ваших талантливых детей! В привычной школьной жизни вы вошли бы в класс с этой новостью и вместе с ребятами поздравили бы счастливчиков. А что изменилось? Придумайте способ сделать это в новом формате, удивите своих учеников. Когда мы вместе с ними в сложной ситуации делаем такие вещи, они учатся быть внимательными к людям, к миру. Учатся тому, что поддержка и участие – это главное.

 

 

Родители и дистанционное образование. Помочь? Договориться? Учиться вместе!

Мы переживаем уникальную ситуацию, которая трансформирует не только систему обучения наших детей, но и систему отношений между педагогами, учениками и их родителями.

Как это ни парадоксально может прозвучать, но именно родители сегодня – самая уязвимая часть образовательной системы, потому что им приходится вникать в ту сферу, где они не являются специалистами.

Представьте себе ситуацию: вам дают в руки штурвал космического корабля и активно призывают «по-быстрому» его освоить. Да так, чтобы долететь до нужной планеты и не потерять членов экипажа. Представили? А вот теперь умножьте это беспокойство на количество ваших детей и попробуйте, как советуют психологи, «просто не паниковать».

Скорее всего, в подобной ситуации вы будете беспомощно искать хоть какого-то «проводника», или «Того, Кто Знает». И таким проводником, конечно, должен быть учитель. Однако учителя тоже не особо готовили к психологической и методической помощи родителям, оказавшимся один на один с дистанционным обучением. Попробуем восполнить этот пробел и дать несколько концептуальных рекомендаций.

Выделим 4 стратегические линии, которых желательно придерживаться во взаимодействии с родителями.

Базовая линия – Поддержка: информационная, психологическая, педагогическая и любая другая. В сложившихся обстоятельствах именно учитель обладает большей информированностью и компетентностью в вопросах организации и реализации дистанционного образования. Именно учитель становится главным посредником между родителем и ребёнком. Ваша задача – сделать свою работу так, чтобы отношения в семье не пострадали. Помните, что семейные конфликты из-за учёбы не добавляют ребёнку энтузиазма!

Вторая линия – разумность требований к ученику при переводе его на самостоятельное обучение. Здесь выделим два аспекта – Посильность и Продуктивность. Согласитесь, глупо давать объёмные и непонятные задания, с которыми будет биться вся семья. Очень часто бывает, что мотивация ребёнка падает из-за того, что ваши требования непосильны и неконкретны, и он просто не понимает, как сделать всю эту домашнюю работу. Упростите её! Составьте чёткий план того, что и как он должен сделать. А главное – в какие сроки и с каким результатом. Помните, что этот результат должен быть легко измеряемым. Пример неправильного задания: «Написать сочинение на тему...» Пример правильного: «Написать сочинение на тему... объемом не менее... привести цитаты... сослаться на критику... Срок выполнения... и т.д.». У родителей должен быть чёткий алгоритм, где указано, по каким признакам они могут понять, что работа их ребёнка выполнена хорошо. Кстати, разным детям можно давать задания разной сложности. Тогда в заданиях вы указываете «обязательный» и «желательный» уровень. Пусть ребёнок выберет посильную задачу!

Следующая линия взаимодействия с семьёй – выстраивание партнёрских отношений. Есть мудрая мысль: хочешь иметь друзей, начинай дружить первым! В данном случае именно вы можете вырастить для себя надёжного партнёра, если потрудитесь немного подготовить его к разделению нелегкой ноши дистанционного образования. И здесь работают те же, что и с детьми, законы педагогики успеха: создание общего информационно-ценностного поля, поддержка опыта (пусть и негативного), качественная обратная связь, безоценочность суждений. Родитель пока лишь учится быть помощником своему ребёнку, и то, насколько эта роль ему понравится, зависит только от вас! Поэтому сейчас у вас есть выбор – оттолкнуть этого потенциального помощника или, повысив его компетентность, поделиться с ним частью вашей нагрузки. Выбирайте!

Мы хотим помочь вам в решении этой непростой задачи.

Для оптимизации процесса дистанционного обучения ребёнка предложите родителям несколько важных принципов, которые им будет легко запомнить, потому что все они начинаются на букву Р (родитель).

Принцип Радости: дом для ребёнка не должен стать местом круглосуточного понукания и муштры. Близкие люди – это те, с которыми можно смеяться и радоваться вместе. Это сближает! К тому же, как выяснили учёные, позитивное настроение повышает иммунитет. Больше радости – крепче здоровье!

Вторая важная часть создания комфортной семейной среды – это соблюдение Режима. Обратите внимание: не того режима, на котором настаиваете вы или ещё кто-то, а того, о котором договорится вся семья, исходя из потребностей и обязанностей каждого.

Третий важный принцип – это выделение в распорядке дня обязательного времени для Работы. Если объяснить ребёнку, что каждый член семьи обязан вносить свой вклад в её «копилку», то выполнение персональной работы не покажется школьнику насилием над его свободой.

И здесь очень важен четвертый принцип: никакая работа не должна быть круглосуточной. Поэтому выделите специальное время для Развлечений. У каждого человека должны быть «психологические окошки» для того, чтобы выдохнуть напряжение, побыть «наедине» (то есть, по телефону) со своими друзьями, или просто расслабиться, смотря в потолок или телевизор. А если вы хотите, чтобы моменты отдыха были более насыщенными, организуйте специальный позитивный чат, в котором каждая семья вашего ученика сможет делиться интересной развлекательной информацией. Вы удивитесь, насколько много знают «ваши» родители и как хотят поделиться этим знанием с другими!

Собственно, мы тоже хотим внести свой вклад в поддержку мам и пап, поэтому даём ссылку на полезные им в данный момент материалы.

Успешного всем сотрудничества!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: