Хорошее время читать, или Новые волонтерские практики

 

«…с тоски начал читать. Оказалось – увлекательное занятие».

Фраза принадлежит Алексею Плетневу, герою фильма Э.Рязанова

«О бедном гусаре замолвите слово»

 

«Пауза», неожиданно образовавшаяся в связи с карантином, подарила ресурс дополнительного времени. Если согласиться с наблюдением Даниэля Пеннака о том, что «жизнь — постоянная помеха чтению», можно с уверенностью утверждать, что именно сейчас у нас есть шанс уделить внимание любимым или еще не прочитанным книгам. И, несмотря на все тревоги и трудности, а, может быть, вопреки им, это – хорошее время читать. Как же использовать это время?

Рассмотрим алгоритм «домашнего чтения».

  1. Зачем читать? Очевидно, что каждый читатель определяет собственные приоритеты: удовольствие или прагматизм. Не исключено, что эти две цели могут объединяться: любопытство, желание острых ощущений, стремление получить эстетическое наслаждение, расширить кругозор, найти ответы на волнующие вопросы, отвлечься от бытовых проблем, быть в курсе, иметь возможность общаться на ту или иную тему и многое другое.
  2. Что читать? Есть много книг, до которых раньше не доходили руки. Как выбрать конкретное произведение? Возможно, здесь будут полезны рекомендации людей, которые вызывают уважение, или популярные списки, составленные по итогам различных конкурсов, рейтингов. Обращаем ваше внимание на некоторые из этих ресурсов.

Геном русской души. 100 книг, по которым россияне отличают своих от чужих. Исследование «Русского репортера».

https://rusrep.ru/article/2013/02/06/literatura

Список Бориса Стругацкого: книги, которые можно перечитывать бесконечно.

https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/spisok-borisa-strugackogo-knigi-kotorye-mozhno-perechityvat-beskonechno-1235865/

Семейные чтения: романы, которые заинтересуют и подростка, и взрослого. Рекомендации экспертов образовательного портала ACTIVITYEDU.RU.

https://activityedu.ru/Blogs/edu/semeynye-chteniya-romany-kotorye-zainteresuyut-i-podrostka-i-vzroslogo/

Папмамбук – интернет-журнал для тех, кто читает детям.

https://www.papmambook.ru/

Каталог художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей и подростков (Проект Сбербанка «Вклад в будущее»). https://vbudushee.ru/library/katalog-khudozhestvennoy-literatury-po-razvitiyu-sotsialno-emotsionalnogo-intellekta/

Книги и дети. Библиогид. Проект РГДБ https://bibliogid.ru/

Список Дмитрия Быкова. По словам писателя, эти книги помогают вырасти человеком – в той степени, в какой чтение может на это повлиять. https://mybook.ru/sets/5460-spisok-dmitriya-bykova/

Arzamas. Детская комната. Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, игры и мультфильмы, отобранные экспертами.

https://arzamas.academy/special/kids

Гильдия словесников рекомендует. Что читают учителя?

https://slovesnik.org/chto-chitat/chto-chitayut-uchitelya.html

Возможно, заинтересует директоров. Книги от Германа Грефа. По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, книги — один из самых мощных инструментов развития банка. Не исключено, что это будет актуально и для развития школы.

https://vc.ru/books/21619-gref-recommended

  1. Как читать? Вместе. Исследования и здравый смысл подсказывают, что одним из значимых факторов обращения ребенка к книге является пример читающего взрослого, это особенно важно для младших. Другим важное условие –возможность «книжного» общения со значимым взрослым. Различные способы организации такого общения подробно описаны в книге Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем». Краткий анонс книги: https://youtu.be/zDCYyJGbQt8
  2. Как поделиться прочитанным? Найти друзей и единомышленников. Новой успешной практикой в решении этой задачи является опыт работы Школы волонтеров чтения. Массовый открытый онлайн-курс для молодых авторов литературных проектов был подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов. Ресурс расположен на платформе Stepic https://stepik.org/invitation/37412e6be3afc16ce7879c660997b5a0e216c889/ Курс можно рекомендовать старшеклассникам (8-11 классы) для самостоятельного освоения. Предлагаемый материал позволяет выстроить собственный литературный проект от замысла до воплощения. Находясь в ситуации вынужденной изоляции, подростки могут, как «звезды современной культуры», читать с младшими, вдохновлять своим примером сверстников, инициировать читательские флэшмобы, челленджи, марафоны, творческие конкурсы и виртуальные события вокруг прочитанных книг. Коммуникация поддерживается в группе ВКонтакте «Школа волонтеров чтения» https://vk.com/reading_volunteers_school

Таким образом, мы предлагаем простую прозрачную схему «домашнего чтения», в котором цифровые ресурсы становятся активной средой читательского развития: определение цели – отбор содержания – организация взаимодействия – формирование сообщества. Динамика развития будет зависеть от качества прохождения каждого этапа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: