Мотивация ученика и не только

Обращение к участникам семинара

Обстоятельства заставили нас ускоренно проходить путь, на который было бы правильнее потратить 2-3 года. Но всем понятно, что с этого пути уже не свернуть: теперь образовательная жизнь будет строиться с учетом обретенного нами цифрового опыта. Как правильно сориентироваться в мире цифровых ресурсов? Как помочь детям выстроить свою образовательную программу в сложных условиях? Какую позицию по отношению к цифровой педагогике занять учителю сегодня? А завтра? И есть ли она, цифровая педагогика?

 

7 апреля 17.00 – 18.30.

 

       Авторы. А.Азбель, Т.Галактионова, Г.Данилова, Л.Илюшин, Е.Казакова, И.Писаренко, В.Пугач

Пять оснований качества для цифровой педагогики

Совсем недавно мы еще весело шутили, что мир в последнее десятилетие отрастил себе новую реальность – цифровую. Сегодня для 90 процентов школьников и студентов на планете мир образования сузился до размеров экрана ноутбука, планшета, телефона. Для того, чтобы не просто учиться эффективно, а вообще учиться, всем участникам образования прошлось осваивать азы «цифровой педагогики». Мы специально ввели это понятие для обозначения науки и практики, описывающих организацию образовательного процесса в новых условиях раздвоенной реальности. Наверное, позднее мы проведем десятки семинаров и конференций, будем увлеченно спорить о сущности терминов, но пока надо идти вперед. В рамках этой серии вебинаров (семинар, проводимый в цифровом, онлайн-пространстве) мы хотели предложить вам и самим себе ключевые положения, составляющие суть наших воззрений на цифровую педагогику.

Пять оснований качества образовательного процесса, организуемого в онлайн-пространстве.

Качество мотивации. Мотивированный труд результативнее, чем труд «из-под палки». В условиях дистанционной организации обучения забота о мотивированности ученика становится ключевым фактором успешности. Только мотивированный труд может породить самостоятельность и активность, которые так нужны в этой ситуации. Когда ученику не хватает своей мотивации, в ход может пойти «распределенная мотивация» (родители, друзья, педагоги).

 

Качество задачи. Когда ученик получает задание учителя, он точно должен понимать: что нужно сделать? С помощью каких ресурсов (учебник, сайт, наблюдения и т.д.) нужно выполнить задание? В каком виде представить полученный результат? Как будет оцениваться правильность выполнения задания и как можно оценить себя?

Эти вопросы составляют азбуку проектирования учебных заданий и задач и в обычной реальности, но в цифровой они становятся залогом эффективности работы. Отсутствие информации хотя бы по одному из них может разрушить или перевернуть смысл всей деятельности. Роль образцов деятельности (как надо) в онлайн-образовании трудно переоценить.

 

Качество обратной связи. Простая заповедь: если вы даете поручение (задачу, задания), вы обязаны проявить уважение к исполнителю и проверить выполнение. Первая же непроверенная задача порождает стремление отказаться (схитрить) от выполнения работы вообще. Обратная связь – это не пометка «см», а объяснение: что получилось? Что не получилось? Что полезно изменить? Как это сделать?

 

Качество организации. Цикл образования всегда состоит из одних и тех же стадий. Мотивация. Постановка цели и задач. Отбор содержания для деятельности. Организация деятельности. Промежуточная проверка и корректировка. Предварительная и итоговая оценка полученного результата (в соответствии с поставленными целями). Умеют ли наши ученики самостоятельно осуществлять этот цикл? Конечно, нет, особенно если мы их не учили. В цифровой реальности без него движение не начнется. Каждый участник процесса точно должен понимать, на каком этапе деятельности он находится и что ему предстоит сделать дальше. Если наш ученик еще не очень умеет организовывать себя, то функцию организатора придется взять на себя взрослым. Это непросто, и никакая универсальная схема не сработает. Для каждого ученика, для каждой семьи и каждого учителя придется выстраивать свой маршрут, зависящий от личностного и технологического потенциала. Не будем забывать про многодетные семьи. Не будем забывать, что в семье могут быть работающие взрослые, а единиц техники мало. Нас не устроит сейчас организационное решение «для большинства», нам нужно организационное решение для каждого.

 

Качество совместности. Мы всегда говорили, что качество образовательной среды определяет качество образовательного результата. Но любая школьная среда, включая виртуальную, строится усилиями многих и многих людей. Что будет, если 10 учителей одного ребенка предъявят к нему 10 разных моделей организационно-педагогических требований? Ответ понятен. Значит, сначала нам придется договориться между собой. И второе. Нам предстоит договориться с родителями. Они ведь рядом со своим ребенком круглые сутки. Напомним родителям, что ребенку больше всего поможет в сложное время пример разумной организации дня с работой по дому, учебой, спортом и досугом. Боюсь, что нам придется иногда помогать наладить этот порядок. Мы живем и работаем не для детей, а вместе с детьми. И мы все сейчас нуждаемся в помощи, любви и поддержке.

 

Мотивация ученика и не только

Едва ли найдётся тема, которая вызывает у учителей больше озабоченности и растерянности, чем желание, а точнее, нежелание многих школьников учиться. О недостаточной мотивации говорили во всех учительских, на родительских собраниях, классных часах и уроках. С разворотом школы к цифровой дидактике, появлением разных, в том числе очень мощных, инструментов дистанционного и онлайн-образования проблема мотивации обрела новый смысл. Сумеет ли ребёнок преодолеть множество отвлекающих соблазнов «внеклассного» обучения? Сохранит ли установку на достижение результата в условиях отсутствия постоянных напоминаний со стороны учителя, как это было в доцифровой школьной практике? Захочет ли школьник вообще включить компьютер в назначенное время, войти в гугл-класс или открыть электронную почту? Кто сможет и будет его контролировать?

Попробуем ответить на последний вопрос, поскольку именно он поднимает ключевую тему – соотношение мотивов учебной деятельности в образовательном поведении ученика.

Все теории мотивации сходятся в том, что мотивированный труд более эффективен, чем немотивированный. Именно второй приводит к поиску стратегий избегания деятельности, её имитации, раздражению и т.п. Надо ли напоминать, что такие стратегии в условиях дистанта будут проявляться ярче и чаще, чем в традиционной классно-урочной системе?

Итак, мы ищем способы создания мотивации для получения более эффективных результатов онлайн-обучения. Эти способы делятся на две группы, поскольку в целом мотивацию, которая управляет поведением человека, следует разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация возникает в условиях необходимости строгого подчинения правилам и страха возможных последствий. Ключевое слово здесь – контроль. В условиях онлайн-обучения его эффективность существенно снижается, а порой обращается в ноль. Внутренняя же мотивация, как показывают исследования, связана с качествами личности ученика: любопытство и «вырастающая» из него любознательность; радость и удовольствие от процесса и результата выполнения учебных действий; понимание смысла прилагаемых усилий и желание следовать стратегической жизненной цели. Разумеется, внутренняя мотивация не возникает (и не пропадает!) просто так.

Для того, чтобы она возникла и укрепилась в условиях дистанционного образования, нужны несколько важных педагогических условий.

Необходимо минимизировать страх ученика перед новой методикой обучения. Такой страх, скорее всего, связан с непониманием того, как именно устроен «цифровой» учебный процесс, кто и за что в нём отвечает, кто может помочь, если цифровая грамотность школьника низка или отсутствует вовсе. Страх также может быть связан с ожиданием низких оценок в конце четверти, года и пр. Главными ресурсами преодоления страха являются взаимное доверие и открытость учителя к ответам на самые разные вопросы, возникающие в процессе учёбы.

Огромный ресурс развития внутренней мотивации школьника – его сотрудничество с другими учениками и собственными родителями. Такую мотивацию справедливо называют «распределённой». Родители ждут от учителя профессиональных советов о том, как им помочь ребёнку распределить усилия, активно учиться управлению своим временем, вниманием, волей, находясь дома.

Внутренняя мотивация возникает и развивается, если в учебной практике есть место радости, удивлению, игре. Поверьте, если ваши ученики несколько раз «зависнут» на материале, который вы им прислали (видеосюжет, фильм, текст и пр.), их надежда на то, что учёба может приносить радость, превратится в уверенность в том, что только так и должно быть.

В дистанционном обучении, главным ресурсом успешности которого является самостоятельная работа ученика, очень важно сделать «сквозной» тему смысла образовательных действий. Вопрос «зачем мне это читать/учить/писать/решать и т.п.» – постоянный вопрос во внутреннем монологе любого ученика. Поэтому, давая любое задание, стоит подумать над кратким, но продуманным объяснением того, какие задачи оно решает, что помогает понять, научиться делать и зачем.

Очень важна для развития внутренней мотивации практика «позитивного оценивания», при которой учитель отмечает и комментирует достижения ученика, а ошибки ученик фиксирует сам. В этом он руководствуется понятной системой самопроверки, включающей не только возможность свериться с правильными решениями/ответами, но и объективно оценить свою работу по ясным критериям качества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: