Логика изучения нового материала с учетом возможностей дистанционного образования

То, что было возможным, но необязательным в очном обучении, сейчас становится насущной необходимостью. Какая организация учебного процесса нам кажется оптимальной?

Процесс приобретает модульный характер. Материал разбивается на блоки – тематические модули. Каждый блок проводится как цикл (поэтому мы используем образ круга). Цикл может состоять из нескольких элементов.

Индуктор (ввод), содержащий яркий образ, метафору, шутку, имеет мотивирующее значение. К нему прилагается проблемный вопрос, относящийся ко всему блоку. Если говорить о соответствии этого элемента новой дидактике, речь идет о принципе «от частного к общему». Яркая вспышка индуктора, цепляющий, может быть, провокационный проблемный вопрос выполнят роль положительного мотиватора, потому что отрицательная мотивация (прямое давление, угроза плохой оценки и т.д.) в онлайн приведет только к саботированию заданий.

Во вторую очередь учитель передает школьнику материал для самостоятельной работы. Здесь необходимы ссылки на видеосюжеты, сайты, книги, справочники. Можно передать материал упражнений для наблюдения над материалом, теоретическое обобщение которого учителем не предлагается. Этот элемент соответствует двум дидактическим принципам: «от сложного к простому» и «от деятельности к знанию». Перед учеником возникает «сложное», которое предстоит самостоятельно проанализировать. Ученик готовит вопросы по всему, что в материале непонятно. Методически это важнейший момент: обычно мы предлагаем отвечать на вопросы, которые ученик не задавал. В этом порядке он должен задать вопросы сам, и это будет его образовательный запрос. Не приветствуется реакция «я ничего не понял». Необходимо уточнение, что именно является непонятным и вызывает вопросы. Что касается второго принципа, мы убеждены в том, что только самостоятельная деятельность учит; теоретическое обучение («я вам расскажу правило, а вы сделаете упражнение») работает или на чистую репродукцию, или в специализированных учебных заведениях с высоким процентом левополушарных детей.

На этом этапе учитель играет роль консультанта: он отвечает на вопросы ученика. Именно в это время лучше всего задействовать онлайн. Учитель не будет говорящей головой, которую можно выключить, когда станет скучно. Учитель станет помощником и куратором учебной деятельности ученика.

После консультации наступает время задач. Они делятся на три типа: задачи на знание (тут возможны тесты), понимание (аналитические задачи) и применение (практика, проектные и исследовательские задачи). В ход идет еще один важный дидактический принцип: «от образа явленного к образу созданному». Ученик перерабатывает результат первоначального знакомства с материалом в свое собственное, внутреннее представление о нем. Это происходит при переходе от репродуктивных заданий на знание к заданиям аналитическим, требующим понимания, и практическим, которые подразумевают воплощение.

Последний этап блока – проверка, обратная связь. Частично обратная связь включается на этапе вопросов «от ученика», но здесь идет именно контроль. Он может быть нескольких видов: задания на знание ученик может проверить самостоятельно или с помощью одноклассников, а задания на понимание и проекты проверяет учитель. Здесь мы возвращаемся к предложенному в начале проблемному вопросу, который может стать темой для коллективной или индивидуальной рефлексии. Ее также можно провести в формате онлайн, если есть возможность создать чат или конференцию. Таким образом, круг замыкается, и мы можем начинать новый цикл.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: