Специфические условия выполнения тяжелоатлетических упражнений

Элективная дисциплина «Физическая культура и спорт. Тяжелая атлетика».

Заслуженный мастер спорта по тяжелой атлетике.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель  кафедры физической культуры.

Иванов Артем Владимирович.

Основы техники тяжелоатлетических упражнений.

Основные понятия

Главной целью тренировочного процесса в тяжелой атлетике является подготовка, спортсмена к выполнению соревновательных тяжелоатлетических упражнений с максимальным весом для данного этапа. Одним из важнейших факторов, создающих условия для достижения цели, является рациональная техника — способ выполнения упражнения, который позволяет реализовать основную задачу: подъем штанги над головой на прямые руки наибольшего веса.

Рациональная спортивная техника — это совокупность наиболее подходящих действий, которые делает спортсмен как специально, так и непроизвольно, благодаря которым при выполнении упражнения с максимальным весом он более эффективно использует свои физические и психические возможности.

Изучение структуры рациональной спортивной техники, познание закономерностей, обеспечивающих ее эффективность, позволяет тренеру обучать тяжелоатлетов современным способам выполнения рывка и толчка, добиваться в педагогической работе высоких спортивно-технических показателей.

Техника упражнений в тяжелой атлетике характеризуется произвольными (волевыми) действиями атлета. Но в технической структуре упражнений присутствуют действия, которые спортсмен выполняет не специально.

Все движения спортсмена (и как их результат — перемещение штанги вверх) подчиняются закономерностям. Не только физическим (механическим), но и биологическим. К сожалению, развитие биологических наук (физиологии, динамической анатомии, биохимии) пока еще не позволяет глубоко рассматривать те процессы, которые протекают в организме тяжелоатлета при выполнении рывка и толчка, а тем более их регулировать в желательном направлении. Поэтому при анализе техники, в интересах более полного познания ее целесообразных и эффективных действий, разбираются, в основном, закономерности физические. Однако с учетом того, что человек — это живая структура, движения тяжелоатлета анализируются с биологических позиций.

Преднамеренные и непроизвольные действия тяжелоатлета становятся прочно закрепленными после многократных повторений упражнения. В этом случае произвольные действия требуют меньше контроля со стороны центральной нервной системы. Известно, что если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных действий (Н. В. Зимкин).

Повторение без заметного изменения внешних реакций в виде движения было названо И. П. Павловым динамическим стереотипом, или функциональной системностью. Он проявляется в последовательности фаз выполнения движений. В последние годы прочно укоренилось научное мнение о том, что система регуляции движений является многоэтажной (многоуровневой), состоящей из различных отделов, выполняющих определенные функции. В этой сложной функциональной системе главенствующее значение принадлежит коре больших полушарий, которая направляет деятельность всей системы для осуществления цели движения; например, в спортивном упражнении — на выполнение главной двигательной задачи. При ее решении в центральной нервной системе вырабатывается программа действия, с помощью которой осуществляется подача команд к разным нейронам и в конечном итоге — к рабочему органу (к мышцам) для выполнения определенного двигательного акта. Для функциональной системы характерно наличие программирующих, управляющих центров, аппарата сравнения (регулирующих нервных центров, которые вносят в движение необходимую коррекцию) и обратной афферентации (или так называемой обратной связи) от рабочего органа к регулирующим нервным центрам (П.К. Анохин).

 Таким образом, при подъеме штанги, от центральной нервной системы тяжелоатлета (в соответствии с выработанной программой двигательных действий) к рабочему органу (к мышцам) поступают определенные сигналы и, в то же время, под действием ее веса, вызывающего раздражение разных проприорецепторов (расположенных в мышцах, сухожилиях и суставно-связочном аппарате), от рабочего органа поступает им пульсация в центральную нервную систему — осуществляется обратная связь. Этим обеспечивается внесение необходимых поправок в систему управляющую движением; такая коррекция способствует эффективному выполнению упражнения с разным, в том числе и предельным весом штанги.

Прочно усвоенные, легко, свободно и сознательно выполняемые действия в области физического воспитания отождествляются с двигательными навыками. Принятие решения к выполнению упражнения (осознание главной двигательной задачи— «что надо делать»), формирование конкретной программы двигательного действия («как надо делать», чтобы эффективно осуществить задачу), последовательная передача команд к соответствующим отделам в функциональной системе— на стадии навыка происходит мгновенно «на автоматизированных путях» (П. К- Анохин). При этом выбирается из многочисленных возможных одна единственная форма действия. Определенному двигательному навыку соответствует свой динамический стереотип, он и обуславливает большую точность, ритмичность, согласованность, идентичность движений при выполнении упражнения с одним и тем же весом отягощения. В результате чего отдельные звенья тела человека перемещаются с определенной амплитудой, направлением, скоростью, усилиями. Динамический стереотип или функциональная системность обеспечивает строго определенную структуру движения, его ритм.

В связи с тем, что тяжелоатлетические упражнения необходимо научиться выполнять с разным, все увеличивающимся весом штанги и в процессе спортивной тренировки повышается уровень развития физических качеств, двигательные навыки у занимающихся и функциональная системность в коре больших полушарий головного мозга, обуславливающая проявление их основных свойств (автоматизированное управление движениями, слитность движения, надежность действия), имеют ряд особенностей.

1. Двигательный навык в тяжелой атлетике можно квалифицировать как автоматизированный способ выполнения упражнения. По причине того, что любое действие сопряжено с проявлением физических качеств, а в тяжелоатлетических упражнениях в наибольшей степени с силой, быстротой и гибкостью, то управление движениями, должно осуществляться по мере их развития. Из этого следует, что от степени автоматизации двигательного навыка зависит в определенной степени проявление физических качеств двигательной деятельности, а также уровень развития этих качеств влияет на способ выполнения упражнения, и в конечном итоге на спортивную технику. Поэтому в процессе спортивной тренировки вследствие дальнейшего развития физических качеств происходит постоянное совершенствование и двигательного навыка, и обеспечивающей его функциональной системности.

2. В ходе тренировочного процесса спортсмен готовит себя к выполнения тяжелоатлетических упражнений с все большим весом отягощения.

           После анализа имеющейся литературы можно прийти к выводу, что с увеличением отягощения у тяжелоатлетов изменяются многочисленные параметры движений, такие как кинематические, ритмические и динамические характеристики. Таким образом наблюдается определенная вариативность осуществления двигательного действия. Следовательно, и навык, и обуславливающая его функциональная системность нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга в процессе спортивной тренировки приспосабливаются к изменяющимся условиям деятельности тяжелоатлета; т. е. для обеспечения достаточной надежности действия способы управления движениями должны отличаться большой вариативностью.

3. На соревнованиях тяжелоатлеты очень часто поднимают штангу более тяжелого веса, чем в тренировочных условиях. В этом случае управление движениями в новой структуре происходит путем экстраполяции. Под экстраполяцией мы понимаем способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные, задачи (Н. В. Зимкин). Исходя из этого спортсмен приобретает способность наиболее верно выполнять поставленные двигательные задачи с бо́льшим весом штанги. Не стоит забывать, что при однообразном выполнении упражнения, к примеру, с одним и тем же весом отягощения, возможности к экстраполированию снижаются, при разнообразном выполнении двигательных действий возможности к экстраполяции расширяются (Н. В. Зимкин).

Исходя из всего вышесказанного анализ техники в тяжелой атлетике, представление различных ее сторон таких как кинематическая, ритмическая и динамическая, целесообразно осуществлять с учетом всех особенностей.

Специфические условия выполнения тяжелоатлетических упражнений.

Тяжелоатлетические упражнения выполняются в своих специфических условиях. Они обусловлены особыми двигательными действиями спортсмена. Остановимся на таких условиях и действиях более подробно.

1. Упражнения в тяжелой атлетике выполняются с очень большими весами. При этом мышцы, которые используются атлетом при выполнении движения, испытывают максимальные и субмаксимальные динамические и статические напряжения. С ростом веса отягощения бо́льшее количество мышц и мышечных волокон используется для совершения работы и тем значительнее они напрягаются. Это приводит к лишнему возбуждению тех групп мышц, которые при данном действии должны находиться в нерабочем состоянии. Ненужное напряжение этих мышц оказывает работающим мышцам дополнительное сопротивление, снижая тем самым быстроту их сокращения и скорее развивая утомление. Для большей эффективности выполнения упражнения со штангой важное значение приобретает вопрос о совершенствовании произвольного расслабления мышц.

2. Строение человека характеризуется как открытая кинематическая цепь с большим количеством звеньев. Причем у большинства звеньев этой цепи три степени свободы движений. Это обстоятельство дает возможность производить очень точные и разнообразные действия. Кости человека выступают как система рычагов, которую составляют верхние и нижние конечности человека. При этом эти «рычаги» по существу нагружаются на концах. Такая открытая кинематическая цепь, которую образовывают кости и мышцы позволяет получить преимущество в скорости выполняемых движений. Для успешного выполнения тяжелоатлетических упражнений с большим отягощением необходимо обеспечить одновременное вовлечение в работу многих мышечных групп левой и правой половины тела человека, которые бы осуществляли движение звеньев (рычагов) в необходимом направлении с оптимальной скоростью. При этом действуя синхронно, в самые ответственные моменты создавали бы оптимальные углы в суставах.

3. Выполнение упражнений в тяжелой атлетике характеризуется быстрым перемещением отдельных частей тела относительно друг друга и снаряда со сменой направления движения.

4. При выполнении тяжелоатлетических упражнений происходят различные типы мышечных сокращений (например, миометрическое или преодолевающее, плиометрическое или уступающее, изометрическое или статическое). Сокращения могут носить как «взрывной» характер, так и практически спокойный. При этом в одних и тех же мышцах сокращения сменяются от преодолевающих к уступающим за очень короткое время.

5. Также присутствует недолгое движение по инерции, а также сокращения мышц разного характера одновременно в различных звеньях тела т.е. одни мышцы выполняют миометрические движения, другие осуществляют статическую работу. Таким образом, происходит процесс непрерывного изменение и чередование типа мышечных сокращений в одних и тех же работающих мышцах.

6. Характерны условия равновесия в тяжелоатлетических упражнениях. Центр массы системы «спортсмен–снаряд» от начала выполнения упражнения до его окончания находится над очень небольшой площадью опоры. Это способствует увеличению опрокидывающего момента и создает дополнительные трудности для сохранения устойчивости. 

Перемещение штанги в любом направлении за исключением движения вниз при выполнении упражнения является результатом действия определенных отдельных звеньев, а в некоторых моментах и всего тела спортсмена.

Основы техники

Основой техники в тяжелой атлетике являются действия, которые в наибольшей степени помогают поднятию штанги над головой максимального веса на выпрямленные руки. Т.е. придают технике эффективность и наибольшую рациональность. Если же наблюдается несоблюдение одного из таких действий или вовсе его отсутствие, то это приводит к невозможности осуществления основной задачи.

Исходя из современного понятия о рациональной и эффективной технике упражнения, к ее основам можно причислить следующие конкретные условия.

1. Установление во всех суставах оптимальных углов, в частности в тех участках пути подъема снаряда, в которых мышцы работают в преодолевающем режиме, и штанга двигается только под воздействием сокращения мышц. 

2. Своевременные переключение в работе мышц ног и туловища.

3. Последовательное включение в работу различных мышечных групп, от более сильных к более слабым.

4. Достижение наилучшей скорости и рационального направления на всей траектории подъема снаряда.

5. Обеспечение обязательных условий, характеризующих эффективность выполнения разгона снаряда.

6. Обеспечение условий опоры системы «спортсмен–снаряд», таких чтобы мышечные усилия передавались снаряду более длительно и эффективно.

7. Применение движущегося снаряда в качестве точки опоры для осуществления ухода под него.

Техника классических упражнений не остается неизменной. Во-первых, в связи с разработкой новых, более эффективных способов развития физических качеств появляется возможность применения в структуре упражнения более рациональных приемов. Во-вторых, тренеры и спортсмены ведут постоянный поиск более экономичных и выгодных двигательных действий.

 Все это в совокупности приводит к изменению даже установившихся основ техники. Так, например, эволюция техники финального разгона штанги (в рывке и при подъеме на грудь) идет в направлении более длительного воздействия на штангу и более позднего отрыва пяток от опоры. В рывке и толчке заметно сокращается время безопорного приседа, наблюдается более активная и продолжительная передача штанге мышечных усилий в опорном приседе. В толчке от груди, в связи с использованием полуприседа (взамен «ножниц»), почти исчезает безопорный присед; возникают необычные, по благоприятные обстоятельства для мышц туловища, ног и рук: при хороших опорных условиях сначала ногами и туловищем воздействовать на штангу при выталкивании, затем руками — в опорном приседе.

Фазовая структура

Выявление методов и средств для более быстрого овладения эффективной техникой рывка и толчка понуждает исследователей к всестороннему и глубокому познанию их отдельных частей, Деление рывка и толчка на периоды и фазы, определение для них главных двигательных задач позволяет осуществить на практике программированный подход к изучению тяжелоатлетических упражнений—разработать рациональную структуру усвоения их техники, дает возможность занимающимся под руководством тренера более быстрыми темпами овладевать сложными действиями.

Как известно, основная сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем знаний, умений, навыков, подлежащих изучению, разделяют на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности и при непременном условии перехода к изучению следующей части после усвоения предыдущих (Н. А. Нельга).

Выяснение сущности главной двигательной (педагогической) задачи для каждой части упражнения имеет важное значение в структуре разучивания техники рывка и толчка, их периодов и фаз, так как правильно сформулированная задача не только облегчает познание содержания изучаемого действия, нацеливает занимающихся на целесообразное выполнение движения, по и указывает рациональный путь последовательного усвоения всех его частей с помощью разумно обоснованной очередности в применении подводящих упражнений.

Разделение единого двигательного действия, такого как классическое упражнение, осуществляется на основе определения его частей, отличающихся друг от друга и при условии, что они помогут разрешить какую либо двигательную задачу.

Периодом принято считать относительно самостоятельную часть тяжелоатлетического упражнения, в процессе которого подготавливаются оптимальные условия для повышения эффективности его последующих движений. Для каждого периода характерны существенные изменения в пространственно–временных, динамических, ритмических и др. параметрах движения. На границах различных периодов в мышцах ног и туловища происходит изменение типа мышечного сокращения. Период, состоящий из двух фаз, решает общую задачу, в результате чего влияние распространяется на последующую, более значительную часть двигательного акта и даже на все упражнение.

Фаза — это меньшая структура упражнения, в которой проявляются другие изменения в характеристиках движения. На стыках фаз происходит изменение типов мышечных сокращений в рабочих группах мышц. Предстоящая фаза должна создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих фаз упражнения. Фазы характеризуются специфическими показателями, которые зависят от времени выполнения этих фаз, а время выполнения в свою очередь находится в зависимости от уровня мастерства атлета, его роста, собственного веса и веса снаряда. Фазы в свою очередь состоят из элементов упражнения, это самая маленькая структура движения.

Элементы в бо́льшей степени показывают индивидуальные особенности техники, которые связаны с как различными параметрами строения спортсмена, так и с параметрами его психофизического состояния.

Также в технике упражнения рассматривают разные составные части, такие как подготовительная, главная и заключительная части. У подготовительной части основная задача подготовить наиболее выгодные условия для реализации задач, которые заложены в главной части. В свою очередь в главной части действия нацелены на решение основной двигательной задачи упражнения. В заключительной части реализуется эффективное завершение главной двигательной задачи.

В упражнении рывок классический двумя руками подготовительная часть имеет два периода, это старт и тяга. Главная часть содержит подрыв и уход, Заключительной частью в рывке классическом является вставание из седа.

Толчок более сложное техническое упражнение, здесь можно проследить попеременную смену подготовительной и главной частей.

В начале движения также как в рывке классическом к подготовительной части принадлежат старт и тяга. В первой части движения– подъем штанги на грудь, главной частью будет также подрыв и уход. А главным отличием рывка классического от толчка является то, что для завершения упражнения и поднятия штанги над головой, необходимо выполнить толчок с штанги с груди. И здесь есть свои подготовительная и главная части движения. А именно: подготовительная часть — это вставание из седа, а главная часть состоит из выталкивания штанги с груди и уход либо в положение «ножницы», либо в положение «разножка». Причем положение «разножка» может выполняться с уходом в низкий сед. Наконец заключительной частью является вставание из этих положений и приставление ног на одну линию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: