Гигиенические требования к уборке помещений предприятий общественного пи-тания

Урок 21. Санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, содержанию помещений предприятий общественного питания. Гигиенические требования к освещению. Гигиеническая необходимость маркировки оборудования, инвентаря посуды Требования к материалам.

Согласно санитарным правилам СП 2.3.3.1079 – 01 «Санитарно-эпидемиологические тре-бования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пи-щевых продуктов и продовольственного сырья» территория предприятий общественного питания должны содержаться в чистоте.

Территория предприятия общественного питания должна ежедневно подвергаться уборке. Летом ее необходимо подметать и поливать водой дважды в день, для чего здание предприятия должно быть оборудовано поливочными кранами. Зимой территорию (проезды и проходы) необходимо систематически очищать от снега и льда и посыпать солевым реагентом или песком.

Для стока атмосферных и талых вод поверхность территории должна иметь уклоны, на-правленные от зданий к водостокам.

Водостоки для отвода атмосферных вод должны регулярно очищаться и ремонтироваться.

Для сбора и временного хранения отходов и мусора на территории должны быть установ-лены водонепроницаемые, с плотно закрывающимися крышками, сборники или металлические контейнеры, емкостью не более двухдневного накопления отходов. При этом для сбора мусора и пищевых отходов предусматриваются раздельные контейнеры (емкости) с крышками. Допускает-ся использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отхо-дов. Очистка мусоросборников должна производиться не реже одного раза в два дня с последую-щей обязательной дезинфекцией в теплое время года 10 % раствором хлорной извести.

Вывоз отходов и мусора с территории предприятия общественного питания должен произ-водиться ежедневно специальным транспортом. При централизованном сборе мусора на предприятие должны доставляться чистые, продезинфицированные мусоросборники. Площадки под мусоросборниками также должны подвергаться обработке дезинфицирующими средствами.

Приспособления для чистки обуви и коврики у входа в предприятие общественного питания должны ежедневно очищаться от грязи и пыли.

Гигиенические требования к уборке помещений предприятий общественного пи-тания

Все помещения предприятия общественного питания должны содержаться в постоянной чистоте и порядке, что регламентируется санитарными правилам СП 2.3.3.1079 – 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Для внутренней отделки всех помещений используются материалы, разрешенные органами Роспотребнадзора к использованию их на предприятиях общественного питания. Материалы должны быть светлых тонов, влаго- или водонепроницаемыми, устойчивыми к обработке раство-рами моющих и дезинфицирующих средств и экологически безопасными.

 

 


Материалы, применяемые для устройства полов, должны обеспечивать гладкую и не-скользкую поверхность, удобную для очистки и удовлетворяющую гигиеническим и эксплуатаци-онным требованиям данного помещения. Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м должны отделываться облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживаю-щими влажную уборку и дезинфекцию, а стены складских помещений - окрашиваться влагостой-кими красками для внутренней отделки.

Стены холодного цеха должны быть облицованы моющейся плиткой до потолка, что обеспечить возможность проведения хорошей санитарной обработки помещения. Внутрицеховые двери и оконные переплеты должны окрашиваться влагостойкими красками для внутренней отделки или быть выполненными из современных материалов. Для отделки торговых помещений используются различные декоративные материалы стойкие к гигие-нической обработке.

Санитарная уборка всех помещений предприятия общественного питания должна прово-диться в соответствии с рекомендуемыми требованиями действующих санитарных норм и правил.

Ежедневно должна проводиться тщательная уборка помещений: подметание влажным спо-собом и мытье полов, стеновых панелей, удаление пыли, снятие паутины, протирание мебели, радиаторов, подоконников и прочее. Уборка может осуществляться как по мере загрязнения произ-водственного участка, так и в конце смены.

 

 

В производственных цехах уборку полов осуществляют только влажным способом, чтобы избежать попадания в пищу пыли, содержащей большое количество микроорганизмов. Полы в производственных помещениях должны быть без щелей, выбоин с уклоном к сливным трапам. Уборку полов осуществляют в течение дня по мере загрязнения с применением моющих средств, либо в конце рабочего дня с применением моющих и дезинфицирующих растворов. Во избежание травматизма полы после мытья насухо вытирают. Полы в заготовочных цехах моются дважды в день горячей водой с применением моющих средства. Складские помещения убираются ежедневно так же, как и производственные цехи. Подтоварники, стеллажи, полки моют с моющими сред-ствами не реже двух раз в неделю.

Ежедневной уборке подлежат стеновые панели. Стены, облицованные плиткой промываются с моющим средством, а окрашенные масляной краской - протираются влажной тряпкой. Подоконники и внутрицеховые двери ежедневно протираются, особенно тщательно обра-батываются нижние части дверей и ручки. 71

Потолки, карнизы, углы стен регулярно обметаются специальными щетками на длинных палках, обернутыми влажными тряпками. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Покраска и побелка потолков и стен должна производиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Еженедельно панели стен, двери, подоконники, оконные рамы и прочее промываются с моющими средствами. Оконные стекла промываются по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц. С наружной стороны здания предприятия оконные стекла рекомендуется мыть не реже двух раз в год.

Помещения, требующие особого санитарного режима (кондитерский и холодный цехи), после окончания уборки рекомендуется обрабатывать бактерицидными лампами, которые регу-лярно должны протираться от пыли. Время работы бактерицидных ламп должно фиксироваться в соответствующем журнале.

В помещениях для потребителей, служебных и бытовых помещениях влажную уборку про-водят ежедневно. Санитарные узлы убирает специально выделенный персонал. Унитазы, умы-вальники моют с моющими средствами и дезинфицируют 5 %-ным раствором хлорной извести.

Полы в течение дня в зале (не во время отпуска пищи) протираются щеткой, обернутой влажной тряпкой, а после работы тщательно моются. Уборка залов должна проводиться после ка-ждого приема пищи. Обеденные столы моются горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши. Ветошь в конце работы замачивается в воде при температуре не ниже 45 0С с добавлением моющих средств, дезинфицируется или кипятится, после чего ополаскивается, просушивается и хранится в таре для чистой ветоши.

Для всех предприятий общественного питания устанавливается один раз в месяц санитарный день для проведения генеральной уборки с последующей профилактической дезинфекцией всех помещений. Исключение составляют кондитерские цеха, где генеральная уборка проводится дважды в месяц. Во время генеральной уборки протираются осветительная арматура, стеновые панели, двери, внутренние стекла и рамы, стираются шторы, обметаются потолки.

Дезинфекция помещений проводится в соответствии с действующими санитарными правилами. Все поверхности, которые обрабатывали дезсредствами, включая посуду и ветошь, после того как истекло время экспозиции (период нахождения дезинфицирующего раствора на поверхности посуды или ветоши в самом растворе) тщательно промываются водой. Ветошь обязательно должна быть высушена, так как во влажной среде микроорганизмы размножаются очень интенсивно. Хранить ее следует в закрытых промаркированных емкостях.

При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация по-мещений. Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся в соответствии с санитарными правилами СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» и СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации». Перед началом работы после проведенных дезинсекционных мероприятий необходимо производить тщательную уборку помещений.

Мусор и отбросы должны собираться при уборке в сборники с крышками и немедленно удаляться, после чего стенки и дно сборников очищаются и моются. Пищевые отходы не допускается выносить через раздаточные или производственные помещения предприятия.

Для уборки каждой группы помещений выделяется отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Он должен быть закреплен за отдельными помещениями, храниться отдельно в закрытых, специально выделенных для этого шкафах или стенных нишах. Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарь для мытья санузлов дол-жен иметь сигнальную (красную, оранжевую) маркировку.

По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств (5%-ным раствором хлорной извести), просушиваться и храниться в чистом виде. Для санитарной обработки уборочного инвентаря должны быть созданы условия для обработки с подводкой холодной и горячей воды и канализации. Инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря. Места хранения уборочного инвентаря не реже одного раза в неделю должны дезинфицироваться 10%-ным раствором хлорной извести. 72

Уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений должна осуществляться уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов должен выделяться специальный персонал. Уборщицы и работники должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими, дезинфицирующими и антисептическими средствами.

На предприятии должны вестись следующие журналы: «Журнал учета санитарных дней», «Журнал учета получения и расхода дезинфицирующих средств и выполнения дезинфицирующих работ».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: